Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Иваницкая Елена

Трибуны непредсказуемы…

Фанатство как мнимый шанс вырваться из рутинной жизни

Лето напролет фанаты подкарауливают своих кумиров на вокзалах и в аэропортах. Забыв об отдыхе и наказах родителей, сутками дежурят у подъездов концертных залов. Неистово ломятся на трибуны стадионов, в сектор самых преданных болельщиков. Орут там песни и грозные кричалки, растягивают баннеры, зажигают файеры, дерутся с соперниками и с милицией, а после забитого гола устраивают «слэм» – свалку счастливых фанов. Такие ли они на самом деле чувствительные, эти мальчики и девочки, со своей особой музыкой, философией и даже формой одежды? Или за фанатством скрывается что-то иное?

В нашей стране официально зарегистрировано более 2000 детских и молодежных организаций. Но объединяют они менее 2% ребят. Подростков больше привлекают неформальные объединения, особенно фанатские.

Кто такие фанаты, всем давно известно. Вот же они – идут стайкой в своих пестрых шарфах, расталкивают пассажиров в метро, что-то выкрикивают.

Но как явление фанатство пока мало изучено.

Фанатство – это одновременно и хобби, и образ жизни. Привычные увлечения вроде собирания марок не порождают фанатства. Фанатствуют коллекционеры новомодных штучек, о которых старшее поколение зачастую и не слышало. Совсем недавно, например, появились фанаты-«стикероманы» – собиратели стикеров, особых тематических наклеек, в специальные альбомы. Еще есть фанаты популярных сериалов, которые так же отличаются от любителей кино, как «стикероманы» от филателистов. Да и любители классической или легкой музыки, джаза или рока совсем не то же самое, что фанаты «звездных» исполнителей рок-, поп-, панк-, эмо- и прочих групп.

Опросы общественного мнения выявили поразительный факт: традиционный болельщик и футбольный фанат разнятся настолько, что фанаты отпугивают болельщиков от стадионов. Простой любитель футбола лишний раз не отважится пойти посмотреть игру своей команды, потому что стараниями фанатов стадион превратился для него в небезопасное место.

Чем же фанат отличается от просто любителя и собирателя чего бы то ни было? Оказывается, несколькими взаимосвязанными качествами, и отнюдь не позитивными.

Собиратель марок обязательно интересуется тем, что на них изображено. Если у него тематическая коллекция – космическая, например, – то юный филателист отлично разбирается в истории освоения космоса. «Стикероман» спешит только поскорее «заклеить альбом». Меломан знает музыку и нередко сам играет на каком-нибудь инструменте. Фанату поп-звезды музыка не интересна, сам он ни на чем не играет, зато знает, где живет его кумир, номер его мобильного телефона и с упоением перебирает сплетни о нем в интернете.

Фанатство резко сужает горизонты интересов подростка. Фанат ограничен своими идолами-кумирами. Не бывает так, чтобы в школе подросток был та- лантливым математиком, а во внешкольное время футбольным фанатом или фанатом поп-звезды и одновременно волонтером, краеведом, легкоатлетом.

Фанатство буквально пожирает время и силы подростка. Часами ждать «звезду» у подъезда, с криком осаждать кумира на несколько секунд, пока он идет к автомобилю, а потом еще несколько дней переживать этот эпизод – тут потребуется практически все свободное время.

Фанатское времяпрепровождение потребляет немало средств, которые подросток выпрашивает у родителей либо пытается раздобыть самостоятельно, занимаясь перепродажей дисков, альбомов и прочей всячины.

В фанатском сообществе подростку почти неизбежно придется начать пить и курить.

На Западе исследователи тоже столкнулись с проблемой фанатства, и гораздо раньше наших специалистов. Лучше всего у них изучено футбольное. Профессор Оксфордского университета Ром Харре, посвятивший футбольным фанатам специальное исследование «Другая реальность», утверждает, что фанатами становятся те школьники, которые не смогли достичь успехов в учебной деятельности. И не знают, какие альтернативные возможности существуют для позитивной самореализации.

Школа скучна. Трибуны непредсказуемы. Вот подростку и кажется, что его там ждут приключения, неординарные и захватывающие переживания. Шанс вырваться из рутинной жизни, где ему не светит никаких побед, где он навсегда только двоечник и неудачник.

Внедрение подростка в иерархию фанатов начинается с того, что он просто «сидит с краю», потихоньку прибивается к сплоченной группе. Постепенно он усваивает правила, существующие в фанатском сообществе, приобретает соответствующую одежду и атрибутику. Его замечают бывалые фанаты. И вот он уже сидит на трибуне рядом с ними, кричит, поет, поднимает плакаты, идет в «боевом строю», размахивая флагом и обмотавшись нужным шарфом. В конце концов ввязывается в драку с теми, у кого этот шарф другого цвета, бегает от милиции и чувствует себя героем.

Дело сделано, подросток втянулся. Теперь он настоящий фанат. Вернуть его к обычной жизни, к учебе трудно. Ведь попав в группу фанатов, подросток удовлетворяет целый ряд важнейших потребностей:

– в безопасности, защищенности в кругу «своих»;

– в риске, опасности, «молодечестве»;

– в разрядке нервно-психического напряжения;

– в автономии, независимости от взрослых;

– в признании среди «своих», в завоевании социального статуса в кругу себе подобных;

– в получении интересной ему информации и острых впечатлений;

– в ощущении своей нужности товарищам.

Простых и эффективных средств, с помощью которых можно «извлечь» подростка из фанатской среды, не существует. Взрослым потребуется долгая работа. Придется запастись терпением.

Если подросток стал фанатом, значит, это то единственное, где он нашел себя. Скандалы, крики, запреты тут не помогут. Только окончательно испортят отношения в семье.

Советы по преодолению фанатства, как и других форм отклоняющегося поведения, не новы: попробуйте предложить подростку более конструктивные пути для самореализации. Волонтерство, спорт, туристические походы могут дать ему возможность проявить свою самостоятельность.

Но если время упущено и все интересы подростка связаны лишь с фа- натством, он будет упорно сопротивляться всем попыткам переключить его внимание. Тогда родителям останется единственный путь. Сложный, но позволяющий сохранить главное – контакт с подростком.

Ведь и фанатом он стал именно потому, что страдал от одиночества, не находил понимания в семье, стремился противопоставить себя миру взрослых. Когда же все это удается исправить, фанатство для него теряет былую притягательность.

Рейтинг@Mail.ru