Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ИНИЦИАТИВА


Громова Ольга

Картинки с первого съезда школьных библиотекарей

В трех частях с вопросами без ответов

В первых числах июля произошло событие, какого прежде не было на ниве российского образования. Во всяком случае, последние лет сто. В Пушкинских Горах прошел первый съезд школьных библиотекарей Российской Федерации. Его содержание и итоги можно оценивать по-разному, но сам по себе факт уже очень важен: съезд был проведен и отмечен вниманием самых высоких лиц.

Часть первая, справочная

Много десятилетий школьные библиотеки в нашей стране были где-то на периферии системы образования. О них почти не говорили, мало думали и не предпринимали практически ничего для улучшения их фондов, помещений и для привлечения в них квалифицированных кадров. В библиотечном сообществе их всегда считали «слабым звеном» и очень удивлялись, что теперь для них появились специальные издания и даже секция школьных библиотек в Российской библиотечной ассоциации (РБА). Впрочем, последние обстоятельства общего положения вещей не меняли.

Но вот состоялся фестиваль «БиблиОбраз», патронируемый Людмилой Путиной, так или иначе идет программа информатизации образования, затронувшая наконец и библиотеки, а теперь и сам президент произнес в Послании Федеральному собранию слова про школьные библиотеки, выделив их как предмет особой заботы. И вдруг все проснулись. На последней конференции РБА выступал спикер Думы Борис Грызлов, первый вице-премьер Дмитрий Медведев предложил правительственное покровительство премии по детской литературе «Заветная мечта»…

Официально инициатором и организатором Первого съезда школьных библиотекарей было Федеральное агентство по образованию (Рособразование), объявившее конкурс на его подготовку и проведение. Претендент был один – Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Эта некоммерческая структура и получила контракт на организацию съезда.

Судя по заявлениям, прозвучавшим на съезде, именно РШБА разрабатывала идеологию и программу съезда. Местом проведения был выбран музей-заповедник «Михайловское» в Пушкинских Горах.

Поэтому дадим слово разработчикам. Вот как декларировались задачи этого форума в материалах съезда.

Задачи съезда:

1. Возрождение отечественных традиций (XIX – начала XX в.) участия представителей власти, меценатов, выдающихся деятелей культуры и искусства в решении проблем детского чтения и библиотек образовательных учреждений.

2. Определение магистральных направлений работы в деле развития школьных библиотек в начале XXI века, в том числе перспектив социального партнерства библиотек с государственными, общественными и коммерческими секторами.

3. Новое концептуальное осмысление миссии школьной библиотеки в условиях перехода к обществу знаний.

4. Обсуждение проекта «Федеральной программы модернизации школьных библиотек» как системного документа, охватывающего все стороны школьной библиотечной деятельности.

5. Содействие инновациям: региональные проекты и инициативы. Обсуждение путей наиболее эффективной трансляции инновационного опыта, в том числе опыта победителей конкурса «БиблиОбраз» в рамках профессионального сообщества.

Часть вторая, торжественная

Итак, на турбазе «Пушкиногорье» собрались около трехсот участников съезда. По разнарядке (письму Рособразования) из регионов должно было прибыть по три человека, что объяснялось малым количеством мест на турбазе и денег, выделенных на проживание и питание делегатов. Дорогу должны были оплачивать регионы. Некоторые делегаты, в том числе и библиотекари, как выяснилось, приехали за свой счет без особой надежды, что дорогу им оплатят. В делегации от регионов входили специалисты управлений образования разных рангов, представители системы повышения квалификации, методисты по учебным фондам и школьные библиотекари. Приглашены были и представители библиотечных факультетов вузов культуры из Москвы, Петербурга и Кемерова. Кроме того, приехали некоторые издатели и книготорговые организации, изготовители программных продуктов для библиотек и образования. Но почему приехали именно эти, а не другие фирмы (некоторые, как выяснилось позже, и не знали о такой возможности), так и осталось неясным для участников съезда.

Все началось, как «у больших» – с возложения цветов на могилу Пушкина в Святогорском монастыре. Потом было открытие со сценками из жизни школьной библиотеки, песенками, написанными к случаю, и серьезными приветствиями от самых высоких лиц: Президента РФ Владимира Путина, председателя Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи и детей Екатерины Лаховой, руководства Псковской области и других.

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко выступал не только с приветствием, но и с ключевым докладом на пленарном заседании. Его речь содержала в основном размышления о роли библиотек в современном обществе и о важности их в системе образования. Также министр обрисовал некоторые перспективы реформы оплаты труда. Впрочем, общие сведения о смене схемы финансирования школ и так все знали, а перспективы зарплат библиотекарей и комплектования фондов из речи министра понятнее не стали. Когда же министр принялся отвечать на записки, по залу пронесся разочарованный вздох: министр пообещал, что «министерство будет решать проблемы по мере их возникновения», и заверил, что оно готово рассматривать предложения по изменению нормативной базы для школьных библиотек, если проекты документов будет разрабатывать, например, профессиональное сообщество. Все проблемы штатного расписания, комплектования фондов, санитарных норм на помещения и прочее, что волновало сидящих в зале, «не в ведении министерства». А человека, отвечающего в министерстве за библиотеки, и не предвидится, ибо министр не видит смысла вводить в штат специалиста «по каждому частному вопросу».

Вторым докладчиком на пленарном заседании была президент Русской школьной библиотечной ассоциации, главный редактор журнала «Школьная библиотека» Татьяна Жукова. Она заверила всех в том, что ассоциация будет всячески помогать министерству в решении проблем школьных библиотек. При этом из уст Татьяны Дмитриевны прозвучало заявление о том, что ныне «РШБА совместно с Минобрнауки разрабатывает Федеральную программу модернизации школьных библиотек России в контексте модернизации образования. Программа затрагивает вопросы нормативной базы, статуса, льгот, автоматизации и другие проблемы. Позиция Русской школьной библиотечной ассоциации такова, что данную программу необходимо утвердить совместно с Минобрнауки».

Все интересующиеся могут прочитать оба доклада полностью в сентябрьском номере газеты «Библиотека в школе».

Часть третья, рабочая

После пленарного заседания началась работа по секциям. Программа предполагала следующие темы.

Секция 1. Создание эффективной системы управления школьными библиотеками.

Секция 2. Кадры: традиционные и инновационные формы непрерывного образования школьных библиотекарей.

Секция 3. Информация и информационный сервис в школьной библиотеке. Комплектование фондов школьных библиотек на основе электронных технологий. Использование современных ресурсов.

Секция 4. Наука – школьным библиотекам России. Встреча с учеными.

Секция 5. Инновационные формы работы современной школьной библиотеки. Эффективные механизмы взаимодействия школьных, детских и юношеских библиотек России.

С некоторым удивлением делегаты отмечали, что во многом содержание секций больше напоминает научно-практическую конференцию, чем съезд. На секции № 3 большая часть времени ушла на доклад, посвященный разработке стандарта высшего образования по подготовке специалистов для детских и школьных библиотек и причинам, по которым он так и не был принят. Поэтому о самом насущном – о повышении квалификации ныне работающих библиотекарей – говорили мало. Хотя после докладов О.Р.Старовойтовой из СПбГУКИ и С.И.Жильцовой из екатеринбургского центра «Учебная книга» аудитория была готова задавать множество вопросов. Но… время уже истекало. Те же проблемы были характерны и для большинства других секций. Секция № 5 и вовсе превратилась в ряд выступлений, посвященных успехам отдельных библиотек.

Нигде не нашлось в программе места публичному обсуждению документов, проекты которых были выданы делегатам еще при регистрации: Кодекса этики школьных библиотек РФ и Манифеста школьных библиотек РФ. Если на секции № 4 был хотя бы заявлен доклад, посвященный кодексу этики, после которого возникло какое-то обсуждение, то о манифесте говорить, похоже, и не предполагалось. В кулуарах же из разговоров становилось ясно, что вопросов по этим документам у делегатов много. Но задать их оказалось некому и в кулуарах: фамилии разработчиков нигде названы не были. Все ждали последнего пленарного заседания, хотя обсуждать документы уже при закрытии съезда казалось не очень серьезным.

Проект резолюции съезда делегаты, к сожалению, не увидели в напечатанном виде даже к закрытию съезда.

Оно было прочитано со сцены во время заключительного заседания, и голосования по нему не было. Организаторы призывали подавать свои предложения в оргкомитет, но «с голоса» документ практически не воспринимался, и призывы энтузиазма не вызвали.

Общее впечатление от съезда разделило участников на две почти равные части. Одни испытывали абсолютный восторг от самого факта: нас услышали, у нас есть свой съезд и свои защитники. Другие с сожалением отмечали, что сам факт съезда, конечно, важен, но ждали от него все-таки не только этого. Одна из участниц назвала итоги работы двух дней декларацией о намерениях любить и уважать, что, как известно, еще не означает жениться…

Мы тоже ждали от съезда несколько большей конструктивности, меньшего пафоса и меньшей веры части делегатов в «доброго барина», который приедет и все рассудит. Но видно, уж так наш народ устроен, что иначе не получается. Во всяком случае, с первого раза.

Съезд школьных библиотекарей России, заявленный сначала как ежегодный, все же будет проводиться раз в два или три года. В промежутке предполагается проводить форумы школьных библиотекарей.

Что ж, поживем – увидим. Хотелось бы пожелать следующему съезду конструктивной работы и организационной четкости.

Но факт остается фактом, и притом очень важным. Съезд школьных библиотекарей России прошел и не остался незамеченным. Теперь все зависит от самого профессионального сообщества, ибо «доброго барина» не ожидается. Научимся ли справляться сами?

Рейтинг@Mail.ru