Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №13/2007
Первый раздел
В папку школьного администратора

ХРЕСТОМАТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Павел Степанов. Как создать воспитательную систему школы

Подготовительный этап работы

Термин «воспитательная система» прочно вошел в педагогический обиход, если не сказать в моду. Сейчас уважающей себя школе даже как-то несолидно не иметь воспитательной системы. А в некоторых регионах школам просто отдают распоряжение: чтоб была. В двухмесячный срок. И отчитаться. И отчитываются, кто б сомневался.

Между тем автор на первых же страницах сообщает, что создание воспитательной системы – дело кропотливое, долгое и сложное.

И создание ее возможно далеко не в каждой школе, ибо обязательным условием является не указание сверху, а решимость педагогов сделать воспитание приоритетной деятельностью, поставить его даже выше, чем обучение или социализацию.

Так вот, если вы решитесь на такое, книга вам очень пригодится. Написана понятно, подробно, толково, со знанием школьных реалий. Даже жалко, что такая тоненькая. А может, и хорошо: все описано сжато, и путь создания воспитательной системы кажется нелегким, но обозримым. Для этого же, наверное, главы названы шагами: шаг первый, шаг второй… В случае возможности выбора вам предлагают несколько вариантов и рассказывают, в каком порядке лучше действовать.

Книга хороша тем, что автор за вас ничего не решает, но очень понятно советует: как провести сбор актива; какие ключевые формы системы можно использовать, если вы выбрали центром своей системы игру или туризм; как изменятся привычные уроки, став частью воспитательной системы. Короче говоря, все, о чем в первую очередь спросили бы педагоги-практики.

Шаг первый. Понимание

Пусть это и звучит тривиально, но прежде чем приступать к какому-либо делу, необходимо иметь достаточно четкое представление о том, с чего начать работу.

Воспитательную систему следует отличать от системы воспитания. Последняя представляет собой совокупность оригинальных теоретических положений и выстраиваемых на их основе воспитательных стратегий, разработанных и применяемых либо отдельным педагогом (например, система воспитания Л.Н.Толстого), либо в рамках какого-то учреждения (система воспитания в исправительных колониях), либо в пределах целого государства на определенном этапе его развития (система воспитания в СССР). Как видим, понятие «система воспитания» подчеркивает специфику организации воспитательного процесса в работе отдельного педагога, учреждения или государства в целом. Оно не является тождественным понятию «воспитательная система».

Воспитательную систему следует отличать и от системы воспитательной работы – системы взаимосвязанных воспитательных мероприятий, дел, акций, индивидуальных бесед со школьниками, адекватных поставленной цели. В массовой практике она, как правило, означает организацию воспитательной работы со школьниками в основном во внеурочное время. Система воспитательной работы существует в любой нормальной школе наряду с системой уроков, системой методической работы, системой повышения квалификации педагогов, системой управления образовательным учреждением и т.д. То есть система воспитательной работы является одной из составных частей, одной из подсистем более широкой системы – школы.

Когда же говорят о воспитательной системе, говорят именно обо всей школе как целостном социальном организме, важнейшие компоненты которого связаны приоритетной идеей воспитания детей. В профессиональной деятельности педагогов здесь главное – воспитание. То есть воспитательная система, по выражению Д.В.Григорьева, – это такая школа, в которой базовой формой образовательного процесса является воспитание, а остальные процессы (например, обучение или стихийная социализация) дополнительны по отношению к нему, обусловлены им и влияют на него*. В этой связи правильным было бы говорить не «воспитательная система школы», а «школа как воспитательная система».

Из всего сказанного, наверное, уже напрашивается вывод о том, что школа как воспитательная система – явление не такое уж и частое, так как далеко не в каждой школе педагогический коллектив осмелится поставить процесс воспитания на первое место, отдав ему предпочтение, скажем, перед обучением или социализацией.

В школе как воспитательной системе считается, что порядочность, интеллигентность, благородство гораздо важнее академических знаний или умений приспособиться к современной жизни. А потому приоритетной целью признается создание благоприятных условий для развития ценностных отношений ребенка к окружающему миру, к другим людям, к самому себе.

В такой школе самые разные виды совместной деятельности детей и взрослых приобретают воспитывающий характер. Инициируя или поддерживая тот или иной вид деятельности, взрослые стараются извлечь из него воспитательный потенциал. Например, придумывая и организуя вместе со школьниками игру, педагог может так задавать параметры игрового пространства (сюжет, действующие лица, характер их взаимоотношений, контекст игрового действия, время, место и т.д.), чтобы насытить его смыслами, имеющими воспитательную ценность. Проводя урок, педагог стремится сделать его таким, чтобы он ставил перед ребенком моральные проблемы, давал ему пищу для нравственных размышлений. Спортивные состязания, трудовые акции, досугово-развлекательные дела организуются в школе воспитания так, чтобы они способствовали развитию самостоятельности, ответственности, гуманности, дружелюбию школьников, формированию их здорового образа жизни.

В процессе становления школы как воспитательной системы та или иная деятельность становится системообразующей, т.е. такой, вокруг которой, собственно, и складывается система, налаживаются связи между другими ее компонентами. Учебно-познавательная, спортивно-оздоровительная, коллективно-творческая или какая-то иная деятельность может стать системообразующей, если она привлекательна для большинства школьников и педагогов, если она умело организуется детьми и взрослыми и если через нее решается большинство воспитательных задач.

Педагоги в такой школе в первую очередь воспитатели! У большинства из них сформирована позиция воспитателя. Воспитание для них – это не возложенная администрацией обязанность и не заданная должностной инструкцией повинность, а сознательно выбранная деятельность, в которой происходит их профессиональная самореализация.

В школе как воспитательной системе пытаются создать атмосферу идеальных (или хотя бы приближенных к ним) отношений между людьми – может быть, даже такую, которую ребенок в будущем больше никогда не встретит. Школы воспитания, как правило, характеризуются такой особой атмосферой романтики. Здесь одинаково развиты и деловые, и неформальные отношения между детьми и взрослыми. В такой школе стараются создать единый общешкольный коллектив, в который бы входили и школьники, и педагоги, и активно участвующие в ее жизни родители, выпускники прежних лет, друзья из других школ и т.д. Здесь часто превалируют коллективистские отношения, сотворчество, сотрудничество, сопереживание, со-бытие детей и взрослых. Ярким примером таких отношений могут являться школьные коммунарские сборы, где за короткий промежуток времени действительно создается своеобразная модель идеального общества, в котором преобладают взаимопонимание, взаимоприятие, взаимопомощь. Полученный в школе опыт проживания в таком справедливом сообществе может стать для ребенка неким образцом для выстраивания собственных отношений к миру, к людям, к себе и за пределами школы. Говоря словами Я.Корчака, в школе как воспитательной системе детям дают «тоску по лучшей жизни, которой нет, но которая когда-нибудь будет, тоску по истине и справедливости».

«Школа воспитания», как правило, открыта окружающей ее среде. Однако налаживает связи лишь с теми социальными институтами, которые способствуют реализации ее целей. В то же время она выступает своеобразным буфером, сглаживающим негативные влияния общества на ребенка. Не желая оставлять школьника один на один с социальной стихией, школа все же старается задать некие нравственные рамки его самоопределения.

Приоритетные управленческие шаги в «школе воспитания» направлены на то, чтобы максимально использовать воспитательные возможности различных видов совместной деятельности детей и взрослых, их делового и неформального общения, предметно-эстетической среды образовательного учреждения, социокультурного и природного окружения школы. Для решения этих приоритетных управленческих задач и происходит мобилизация материально-технических, финансовых, кадровых, информационных ресурсов данного образовательного учреждения.

Итак, знакомство с воспитательной системой состоялось. Теперь самое время задать себе вопрос: действительно ли вы хотите инициировать процесс ее создания и добиться того, чтобы вся школа (начиная с мелочей оформления здания и заканчивая профессиональными приоритетами администрации) была ориентирована в первую очередь на воспитание детей? Если вы даете себе утвердительный ответ (а такое, видимо, бывает), можно приступить к рассмотрению второго шага.

Шаг второй. Почва

Главная задача на этом этапе – выяснить, как отнесутся к возможным изменениям в школе педагоги и дети – другими словами, на какую почву вы планируете бросить семена воспитательной системы? Будет ли она благоприятной? Сможет ли она стать питательной средой для выращивания воспитательной системы? В конце концов, именно от этого зависит, дадут ли семена всходы (и если дадут, то какие).

Часто на практике случается так, что мысль об изменении организации школьной жизни посещает не одного-единственного человека (будь то директор или кто-то из его замов), но и многих других – педагогов, школьников, родителей. Между ними время от времени происходит публичный или неформальный обмен мнениями по этому вопросу. Иногда в таких разговорах рождаются какие-то идеи, интересные проекты. Если этого не происходит, то такого рода контакты надо инициировать, ведь без них в школе не сможет образоваться команда активистов, не сможет появиться то ядро, вокруг которого и будет складываться воспитательная система.

Команда активистов – это ваши единомышленники, т.е. те безнадежные романтики, которым до всего в школе есть дело, которые не вымерли в «ледниковую эпоху» потребительского прагматизма и которые живут по принципу «если не мы, то кто же?». Очень важно, чтобы эта команда состояла не только из педагогов, но и включала в себя неформальный актив старшеклассников, обладающий реальным авторитетом в сообществе школьников. Неплохо было бы найти единомышленников среди родителей и недавних выпускников школы – их помощь будет вам очень полезна. Таким образом, команда активистов – это второй ресурс, необходимый для проектирования воспитательной системы.

Именно ей и предстоит изучить почву, на которой будет (а может быть, выяснится, что и не будет) произрастать воспитательная система. Необходимо получить как можно более объективные ответы на два следующих вопроса.

Вопрос 1. Желает ли педагогический коллектив, и администрация в том числе, так строить жизнь школы, чтобы воспитание стало в ней базовым процессом?

Получить ответ на этот вопрос можно несколькими способами.

Это может быть выявлено в ходе неформальных индивидуаль- ных или групповых бесед с педагогами школы. На наш взгляд, такой способ наиболее продуктивен. В свое время В.А.Караковским практиковались чаепития в неофициальной обстановке (иногда в гостях у директора школы), куда учителя могли приходить по желанию и беседовать на самые разные личные и профессиональные темы. А вам, наверное, хорошо известно: если встречаются школьные учителя, то рано или поздно разговор они обязательно заведут о школе, об образовании, о детях («Ты представляешь, что мой Петров вчера учудил – вот умора...» или «Вхожу я как-то в класс...» и т.д. и т.п.).

Начавшийся разговор о том о сем плавно может трансформироваться в неформальный педсовет. Вопросами вроде «Что вы думаете о...?», «Как вам кажется, стоит ли...?», «А можно ли эту проблему решить таким образом...?» проблематизируется ситуация со школьным воспитанием. Далее разворачивается уже проблемная беседа о том, важна ли эта сфера деятельности присутствующим, какие препятствия они видят в ее осуществлении, есть ли у них желание объединить свои усилия для изменения статуса воспитания в школе и т.п. Кто знает, может быть, в таких беседах вы не только проясните для себя обстановку в педагогическом сообществе, но и найдете себе ближайших помощников.

Ответ можно получить и в ходе педагогического совета (или цикла педсоветов), посвященного проблеме воспитания в школе. Можно, например, провести такой педсовет в форме игры. На обсуждение выносятся два утверждения:

1. Школа, в отличие от семьи, не должна заботиться о нравственном облике своих выпускников.

2. Статус воспитания в нашей школе должен быть ниже по сравнению со статусом обучения.

Специально и заранее к этому педсовету готовятся два оппонента – их задача будет состоять в том, чтобы проблематизировать участников деловой игры. Они всегда будут представлять полярные точки зрения, споря с педагогами или поддерживая их мнения. Причем один из них отстаивает ответ «Да», а другой – ответ «Нет». Для наглядности они могут держать в руках зонтики разных цветов или отображать свой антагонизм какими-то другими наглядными средствами. Главное здесь, конечно, не в этом, а в тщательной подготовке оппонентов и подборе ими весомых аргументов в пользу той или иной точки зрения.

В начале заседания после объявления темы, сценария игры и проблемных вопросов выбираются два (по числу вопросов) основных докладчика – как вариант возможен выбор двух микрогрупп, состоящих из двух-трех человек. Лучше, если это будет совершенно случайный выбор жребием или еще каким-нибудь способом. Задача докладчиков – дать свой аргументированный ответ на один из вопросов. Время на подготовку – 5 мин., время на доклад – 1 мин. В ходе подготовки докладчики могут свободно перемещаться по аудитории и интервьюировать любого из участников игры (кроме оппонентов, конечно), получая от них нужную информацию и помощь в выстраивании своей аргументации. В это же время остальные излагают свои ответы письменно, в виде коротких тезисов.

Основная дискуссия происходит по следующей схеме: первый базовый доклад; критика доклада одним и поддержка доклада другим оппонентом; свободное высказывание остальными участниками своих точек зрения по вопросу; второй базовый доклад и т.д.

Завершается деловая игра рефлексией. Каждому предлагается, обдумав звучавшие сегодня аргументы «за» и «против», написать три-пять предложений о своем видении проблемы «Должно ли воспитание стать приоритетом педагогической деятельности в нашей школе?».

Получить ответ на этот вопрос можно и через анкетирование педагогов. В основе анкеты несколько нехитрых вопросов на выявление их личностно-профессиональных приоритетов. Анкета может выглядеть примерно так:

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Уважаемый коллега! Мы с вами работаем в одной школе и вместе делаем общее дело. Эффективность нашей работы во многом зависит от того, насколько близки друг другу выбираемые каждым из нас профессиональные приоритеты. Для изучения этих приоритетов и создана данная анкета. Прочтите, пожалуйста, следующие вопросы и обведите тот вариант ответа, который вы считаете своим. Анкету подписывать не обязательно. Спасибо!

1. Каким в первую очередь вы хотели бы видеть выпускника своей школы:

а) умным, начитанным, способным человеком;

б) порядочным, интеллигентным, культурным человеком;

в) свой вариант (исключающий «а» и «б»).

2. Что, на ваш взгляд, должно быть важнее в деятельности педагога:

а) обучение школьника;

б) воспитание школьника;

в) свой вариант (исключающий «а» и «б»).

3. Разделяете ли вы такое мнение, что школа не должна заниматься воспитанием детей – это прерогатива только семьи:

а) да;

б) нет.

4. Разделяете ли вы такое мнение, что школа – не место для внеучебных игр, развлечений, дискуссий, фестивалей и т.д.; школа – это «храм знаний».

а) да;

б) нет.

Ф.И.О. (вы можете указать по желанию).

Обработав данные всех анкет (выбор педагогами варианта «б» укажет вам на их возможный интерес к созданию воспитательной системы), вы получите некую обобщенную картину о профессиональных приоритетах педагогов школы.

Вопрос 2. Желают ли школьники изменить образ жизни школы, насытить ее событиями, которые не обязательно связаны с процессом обучения и поступлением в вуз, но которые станут условиями их самопознания, нравственного самоопределения, творческой самореализации?

Ответ на данный вопрос не столь очевиден, как это может показаться на первый взгляд. Ведь положительный ответ на него предполагает, что:

– во-первых, школьники берут на себя ответственность за планирование, разработку, организацию, проведение, последующий анализ многих внеучебных дел, конечно, все это совместно и при поддержке взрослых, но ведь очень многое своими силами;

– во-вторых, в связи с этим сократится свободное время детей, которое можно было бы заполнить дискотеками, дворовыми тусовками, занятиями с репетиторами... впрочем, у увлеченных людей времени обычно хватает на все.

Все это также надо обсудить со школьниками. А сделают это лучше всего входящие в команду активистов старшеклассники или недавние выпускники школы, которых ребята еще не успели забыть.

Как это сделать? Ответ на данный вопрос может быть таким: предоставьте это самим школьникам. Пусть они самостоятельно решат, в какой форме будут проводить изучение настроений в детской среде – в личных беседах с ребятами, на встречах с активом каждого класса, на внутриклассных огоньках с обсуждением заранее подготовленных ими вопросов, выборочным или фронтальным анкетированием и т.д. С этого дела, может быть, и начнет складываться ученическое самоуправление в школе. Задача взрослых здесь – помочь советом (если тот, конечно, будет востребован), а еще – предотвратить возможное давление на школьников со стороны активистов и обеспечить сбор объективной информации.

Итак, вы получили ответы на два обозначенных вопроса и определили в общих чертах позицию педагогов и школьников по отношению к возможным изменениям в школе. Что дальше?

Если ответы получились отрицательные – идею проектирования воспитательной системы можно отложить (по крайней мере на ближайшее время). Из этой затеи вряд ли выйдет что-нибудь путное, раз организация воспитывающего совместного бытия педагогов и школьников не находит поддержки у основной массы взрослых и детей. Системности в организации школы как «школы воспитания» в этом случае достичь не удастся.

Если же ответы в целом положительные – можно считать почву для создания воспитательной системы в вашей школе вполне благоприятной**. Благоприятной в том смысле, что вы можете рассчитывать на поддержку ваших инициатив в школьном сообществе, на то, что вы найдете общий язык со многими своими коллегами. Но это вовсе не означает, что все и у всех будет сразу получаться. Желание действовать совсем еще не означает готовности действовать. Впереди трудная, но решаемая задача – научиться. Пробуя и экспериментируя, глядя на чужие ошибки и наступая на «собственные грабли», рефлексируя свои успехи и свои неудачи. Но все это позже. Сейчас же самое главное состоит в том, что у вас есть широкая поддержка – третий ресурс, необходимый для создания воспитательной системы. Теперь можно двигаться дальше.

*Не стоит полагать, что воспитательная система – это школа, в которой игнорируют процесс обучения школьников и не уделяют ему должного внимания. Это совсем не так. Речь здесь идет о выстраивании приоритетов, а не о поклонении одному идолу с непременным поруганием другого.

**Однако и здесь не все так просто. Есть еще один важный момент, который стоит учесть: а желают ли родители, чтобы школа повернулась к воспитанию и организации полезного и интересного досуга их детей? Игнорировать этот вопрос довольно опасно. Ведь если такого желания нет, то рано или поздно некоторые родители начнут упрекать вас, что их дети занимаются в школе «посторонними» делами, мешающими их обучению, а то и попросту станут препятствовать проявлению активности своих детей в делах, не касающихся напрямую учебной деятельности.

Книга издана: М.:Педагогическое общество России, 2006

Рейтинг@Mail.ru