Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНЫЕ ЛОВУШКИ


Балабанова Анна

"Миром правят хорошисты"

Ученые сопоставляют школьную успеваемость и карьерные достижения

Вполне резонно ожидать, что отличники – идеальное воплощение ценностей системы образования. Именно они будут более успешны в жизни, нежели остальные учащиеся, ведь предназначение школы – обеспечить дорогу в жизнь своим воспитанникам. Но, как выясняется, это не совсем так.

...Наиболее известным и авторитетным исследованием в этом отношении можно назвать опрос, проведенный компанией ROMIR Monitoring в декабре 2006 г. Целью проекта было сопоставить школьную успеваемость и карьерные достижения россиян. Опрос проходил в 7 федеральных округах, 45 субъектах Российской Федерации, опрошено было около 1500 человек старше 18 лет. Основным выводом исследования стало утверждение, что сегодня «миром правят хорошисты», хотя, как утверждают исследователи, «лет пятнадцать назад троечников в народившемся российском бизнесе и правда было немало. Но теперь их окончательно и бесповоротно потеснили хорошисты».

Среди причин относительного неуспеха бывших отличников называются качества, заложенные системой образования: исполнительность вместо рискованности, излишний перфекционизм, привычка быть первым и боязнь неудачи, отсутствие умения самостоятельно мыслить, низкий уровень эмоционального развития. Это не вина бывших школьников, а вина школьного образования, ограничивающего свободу мысли, творчества и действий подростков, приучавшего их подчиняться указаниям, а не мыслить самостоятельно.

Исследование, проведенное Дмитрием Козиным («Психологические особенности школьных отличников и троечников: от детства до взрослости»), подтверждает, что отличники статистически чаще становятся специалистами-предметниками, занимаются «интеллектуализированными» видами деятельности в отличие от троечников, которые чаще проявляют себя в межличностных отношениях, в том числе и в бизнесе, но лишь при условии наличия достаточной силы личности – троечники-лентяи, разумеется, вряд ли чего добьются. Козин также замечает, что отличники по своим личностным качествам «более подходят для работы с людьми в достаточно гармоничных, спокойных, интеллектуализированных видах деятельности», тогда как троечники «превосходят отличников в системе жестких межличностных отношений». Из чего автор делает вывод, что ввиду «достаточно жестких условий жизни» в нашей стране троечники нередко оказываются в более выгодном положении по сравнению с отличниками.

…О важности общительности для жизненного успеха свидетельствуют результаты лонгитюдных западных исследований, например, Eldon E. Snyder «A longitudinal analysis of the relationship between high school student values, social participation, and educational-occupational achievement». Наиболее успешными среди исследуемых оказались те, кто в школьные годы уделял много времени различным социальным активностям, в то время как фактор отличного обучения никак не повлиял на вероятность лучше устроиться в жизни.

…Результаты еще одного опроса бывших отличников – Светлана Дзюба, «Итоги анкетного опроса “Бывшие отличники, их проблемы и судьбы”». По прошествии лет 79% отличников признали, что отличная учеба – «далеко не главный фактор, влияющий на адаптацию в жизни»; еще 13% ответили, что она мешает адаптации. Тем не менее 55% посчитали, что «в общем и целом быть отличником хорошо», а 42% – что «не хорошо и не плохо».

Рейтинг@Mail.ru