Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА


Нарисуй портрет курильщика

Психологи кемеровской гимназии № 42 Анастасия Кравцова и Евгения Лепешова утверждают: первые курильщики появляются уже в 4–5 классах, поэтому работу по профилактике курения начинать нужно как можно раньше. Они разработали для младшеклассников специальную игру-марафон «Здоровый образ жизни»

Проверено: игра сразу увлекает детей, несмотря на скучную вроде бы тему. О вреде курения на классном часе размышляет не взрослый специалист, а сами ребята делятся друг с другом информацией. Свободно обсуждают свои представления о последствиях курения. Задания выстроены так, что говорить можно как бы не о себе, а о «каком-то мальчике».

Материалы: путевые листы для каждой группы участников, 8 тетрадных листов в клетку или линейку (для письма и стихотворений), 2 ручки, 4 листа бумаги формата А3 (для рисунков), цветные карандаши.

Необходимые ресурсы: 4 помещения для работы сайтов, а для каждого сайта – 4 ученика, которые будут исполнять роль инструкторов (давать задание, контролировать время его выполнения). Ими могут быть и педагоги или старшеклассники. Особенно тщательно нужно выбрать инструктора на сайт «Утверждения», потому что ребята должны доверять ему, чтобы смело обсуждать с ним свои истинные представления о курении. Желательно, чтобы им стал школьный психолог.

Ход игры. Участники делятся на 4 группы. Каждая группа получает путевой лист, в котором расписан по этапам индивидуальный маршрут. Группам необходимо пройти 4 этапа игры, посетить 4 сайта. Это: «Утверждения», «Письмо в редакцию», «Портрет курильщика», «Буриме». На каждом сайте игроки работают по 15 минут.

Сайт «Утверждения». Участники выслушивают утверждения и соглашаются или опровергают их. Затем инструктор называет верные ответы.

Утверждения и верные ответы для ведущего – в скобках.

Табак – это не наркотик. (Неверно, так как в табаке содержится никотин, а это официально признанное наркотическое вещество.)

Курение вредно для здоровья. (Верно, в любых сигаретах – что бы ни утверждалось в рекламе! – много веществ, негативно влияющих на организм, и прежде всего на дыхательную и сердечно-сосудистую системы.

Курение ухудшает состояние кожи, ногтей и зубов. (Верно, у курящего сохнет и шелушится кожа, слоятся и ломаются ногти, желтеют зубы.)

Многие известные люди курят, значит, курение не опасно для умственных способностей. (Неверно, курение влияет на умственные способности, и неизвестно, на каком уровне был бы интеллект этих людей, если бы они еще и не курили.)

Курение снимает стресс. (Неверно, курение просто снижает чувствительность к переживаниям. Эту кратковременную передышку курильщик воспринимает как избавление от стресса. Но действие табака заканчивается, переживания возвращаются с удвоенной силой. Приходится выкуривать еще больше сигарет. Табак, как и любой наркотик, проблему не решает. Он дает лишь временное «обезболивание», цена которому – зависимость.)

Комментарий: этот сайт вызвал у ребят наибольший интерес. Выяснилось, что многие из них заблуждаются и не знают истинных последствий курения. Чему, похоже, во многом способствует «образ курильщика», навязанный рекламой и кино. Именно на этом сайте ребята сделали для себя настоящие открытия.

Сайт «Письмо в газету». Участникам предлагают представить себя сотрудниками газеты. В редакцию приходит письмо от юного читателя: «Уважаемая редакция газеты. Меня зовут Андрей, мне 11 лет. У меня такая проблема: мой лучший друг летом отдыхал на даче и познакомился с компанией ребят, которые курят. Они научили его курить. А он теперь хочет научить меня, говорит, что это прикольно и круто. А я знаю, что это очень вредно. Не хочу портить свое здоровье, но боюсь потерять друга, если откажусь курить. Как мне быть? Подскажите…»

Задача участников – написать ответ на это письмо.

Комментарий: пятиклашки активно включились в обсуждение, некоторые признались, что уже сталкивались с этой проблемой. Они смогли придумать много вариантов поведения в данной ситуации. Одним из результатов работы ребят на сайте стало такое ответное письмо: «Дорогой Андрей, наша редакция очень хочет тебе помочь в решении твоей проблемы. Мы предлагаем тебе несколько версий. Попробуй все!

– Предложи другу более интересное занятие (спорт, шахматы, музыка и др.).

– Расскажи, как это вредно.

– Своди его в больницу, в сосудистую хирургию, пусть посмотрит на последствия курения.

– Если не поможет, предъяви другу ультиматум: «Либо я, либо курение!»

Сайт «Буриме». Здесь участники сочиняли стихотворение на заданные рифмы: курение – озарение, выходил – победил. Слова в рифмах менять местами было можно. Главное – использовать их все.

Вместо комментария: вот одно из стихотворений, придуманных ребятами в ходе игры.

На дорожку выходил

И медведя победил.

Шкуру я его продал,

На сигару я набрал.

Тут случилось озарение,

И забросил я курение.

Сайт «Портрет курильщика». Участники рисовали портрет курильщика. Им надо было отразить как можно больше последствий курения. Под портретами можно было написать свои пояснения.

Комментарий: в процессе рисования ребята совместными усилиями припомнили много вредных последствий курения и постарались показать их в рисунках. Одна из групп даже заявила, что курящий человек в ответе не только за свое здоровье, но и за здоровье своих детей.

Рейтинг@Mail.ru