Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ


Пальнова Ольга, Куличихина Ирина

Задания на лето

Если без них не обойтись - как сделать их не в тягость ученикам?

К учебе в летнее время у педагогов всегда было неоднозначное отношение. Во-первых, летом дети должны отдыхать. Это их право. Во-вторых, занятия в этот период часто проводятся формально, для галочки. Не случайно родители и ученики часто считают летние задания наказанием.

А что, если действительно существует серьезная причина для задания на лето? Поговорим о том, как учителю наладить конструктивное взаимодействие с учеником в этой ситуации.

На наш взгляд, у ребенка может быть только одна причина заниматься летом. Это его личное желание укрепить свои знания, узнать что-то новое или восполнить пробелы в образовании.

Например, в классе есть ученик, который увлечен изучением природы или астрономии. Такой ребенок воспримет специально подобранное задание на лето даже как поощрение. Еще бы: заслужить внимание учителя!

В этом случае педагогу имеет смысл подумать о консультациях по ходу выполнения задания, возможно, в дистанционной форме. А главное – продумать форму презентации работы ученика. Важно, чтобы его работа, а вернее, совместная работа ученика и учителя была не только полезной, но и увлекательной, что получается далеко не всегда.

Заметим, что каникулярная работа актуальна для тех школ, где на деле, а не на бумаге действуют научные общества учеников, созданы школьные сайты, на которых должное внимание уделяется творчеству ребят.

Говоря о высокой мотивации, мы имеем в виду не только увлеченных детей, не только тех, кого называют одаренными. Но и учеников, которые понимают, что их «5» или «4» нетвердая. Или что у них заслуженная «3», но уж очень хочется ее исправить. От родителей таких учеников нередко поступает просьба – позаниматься... В этой ситуации учителю необходимо выяснить мотивы ученика, договориться о целях, критериях успеха, чтобы затем, оттолкнувшись от его потребностей, подбирать специальные задания для решения проблем конкретного ребенка, использовать различные педагогические приемы. Например, математики знают, как научить детей быстрее считать в уме. Для этого существует ряд приемов. Но учителя почему-то редко их используют. Точно так же поступают и другие предметники: дают задание что-то выучить, а сами не объясняют, как это сделать, как лучше запомнить, не перепутать, не ошибиться.

Более сложный случай, когда учитель собирается заниматься летом исключительно из-за того, что ребенок сильно отстал в учебе и ему грозит второгодничество. Если ученик в течение года работал спустя рукава, какой смысл портить лето, создавать видимость работы? А вот если ребенок осознал свое нерадивое поведение и решил наверстать упущенное, если у него появилась цель – другое дело.

Скажем, ученик пропустил много занятий в учебном году из-за болезни или по какой-либо другой уважительной причине (даже если педагоги не считают ее таковой), и это привело к провалу, который обязательно скажется в последующие годы. Тогда, безусловно, в интересах ребенка этот пробел нужно ликвидировать. Но лучше все-таки, чтобы занятия проводил не привычный школьный учитель, а какой-то другой преподаватель.

Индивидуальные занятия помогают учителю и ученику по-другому посмотреть друг на друга. Прийти к взаимопониманию. Но для этого занятия должны стать настоящими. С индивидуальным подходом. А не по принципу: слушай меня, делай как я, читай учебник...

Что имеется в виду под индивидуальным подходом? В первую очередь использование индивидуального стиля обучения ученика. Все мы учимся по-разному. И если ребенок – аналитик-теоретик (а среди неуспевающих есть и такие ребята), то ему нужны график занятий, четкие рекомендации, обоснования, заранее оговоренные критерии проверки, возможность самому хоть иногда побыть в роли эксперта.

А вот ученика-новатора, который учится только в ситуации, когда есть возможность делать так, как ему хочется, без строгих рамок, одна и та же схема занятий вгоняет в скуку. Таким ученикам нужно предоставлять возможность ответа на вопрос: а как ты сам думаешь? А потом проверять их гипотезы. Разрешать выбирать формы задания. И не удивляться, когда ребенок не просто заучит особенности глагола, а нарисует, например, его портрет. Ничего страшного! Можно обсудить с учеником, какие формы или виды глагола он отразил, что упустил...

Дети-практики любят, чтобы учитель постоянно все связывал с их реальной жизнью, объяснял, зачем нужны те или иные знания, где они могут пригодиться. Учебный материал желательно подбирать сообразно увлечениям ученика. Совсем не обязательно выполнять только упражнения из учебника. Можно взять примеры с нужными орфограммами (будь то родной или иностранный язык) в тексте, связанном с интересными событиями из музыкальной жизни. Или использовать ситуации, с которыми часто сталкиваются подростки. Например, работать с текстами, где речь идет о правах ребенка или здоровом образе жизни. Они сейчас очень актуальны.

И последнее. Психологи утверждают, что мы запоминаем 70% из того, что обсудили с другими, 80% – из того, что нам понравилось, что затронуло наши чувства, заинтересовало, и 95% – из того, что сами объясняем другим. А то, что прослушали, прочли, просмотрели, – лишь на 20–50%. Вот и получается, что для того, чтобы повысить успеваемость ученика, ему нужно создать специальные условия. Спровоцировать на обсуждение учебных тем.

Это миф, что учиться лучше в одиночку: один на один с учителем, один на один с учебником, один на один с программой. На самом деле лучше учиться в группе! Группа не останавливается, не пасует перед сложной задачей. В групповой работе есть масса преимуществ. И даже летом не стоит отказываться от групповой работы с учениками, где каждый из них сможет поделиться своими знаниями, научить одноклассника тому, что понял сам.

Рейтинг@Mail.ru