Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ТРЕВОГИ БУДУЩЕГО УЧЕБНОГО ГОДА


Болсуновская Надежда

Четвертый класс – прощание с детством?

Выпуск четвертого класса – важное и тревожное событие для учителей начальных классов. Они предъявляют миру продукт своей четырехлетней работы – волнуются, но и ждут одобрения.

Тревогой заражены и дети, которым предстоит переступить порог пятого класса. Оказывается, о многом они уже наслышаны: треть учащихся говорят, что подарили бы средней школе грустную мордашку, а начальной – веселую.

Почему так? Ребята рассказывают:

…Я не хочу переходить в пятый класс. Там у нас будет по восемь уроков, море домашней работы, и мы вообще отдыхать не будем. Школа будет отнимать весь день!

…Там старшеклассники, они бить будут. И учителя будут злые, не такие, как сейчас. Они будут очень много требовать.

…У нас не будет собственного класса, мы будем ходить по школе как неприкаянные. Так и вещи потерять недолго.

…Пятый класс – это не здорово. Детство, считай, закончилось, впереди одна учеба и ничего больше.

Можно подумать: наверное, пятым классом пугают братья и сестры, которые уже прошли этот этап и теперь не жалеют мрачных красок для описаний. Или родители, которые любят при случае порисовать вслух картины неприглядного будущего для своих непослушных детей. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что неизвестность всегда пугает, а дети обожают раздувать свои страхи. К тому же есть исследования о том, что современные дети, подростки в большинстве своем не хотят взрослеть, брать на себя ответственность.

Но есть и другое. Традиционное совещание по преемственности между начальной и средней школой так волнует учителя, что весь последний год он только и толкует детям про необходимые умения пятиклассников, без которых им ох как туго придется. Ежедневно они слышат приговорки типа: «Что же с вами в пятом классе будет?» или «Кто же там с вами станет нянчиться?», «Хватит в детство играть, надо взрослеть!». Пользы от подобных восклицаний, разумеется, никакой, но панику они сеют успешно. И вот уже девочка перед началом работы у меня в кабинете спрашивает: «А если я тест по психологии не напишу, меня не переведут?»

Никто не спорит: преемственность важна и нужна. Нормы, требования, стандарты должны быть согласованы. Но не в меньшей степени важна общая эмоциональная атмосфера перехода: отсутствие ажиотажа, привлекающих особое внимание тестирований, бесконечных ахов и вздохов. Однако из года в год происходит одно и то же: учитель начальных классов должен угодить своими детьми учителям-предметникам, подстроиться под их требования и быть готовым объясниться по поводу любого упущения ребенка. А когда дело касается учительских репутаций и амбиций, ни о какой благоприятной атмосфере в выпускном классе начальной школы говорить не приходится: детей пугают непомерными требованиями и трудными заданиями.

Причем будущим пятиклассникам все же легче, чем будущим первоклассникам. Тех родители чуть ли не с пеленок начинают готовить к обучению в школе. Под тот же самый аккомпанемент: «Что же с тобой в школе будет?»

Почему-то именно в деле запугивания детей образованием наши педагогическое и родительское сообщества едины. Не можем представить себе учения без страха?

Рейтинг@Mail.ru