Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №10/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ


Ветров Максим

Высшее образование выводят на новые уровни

У бакалавриата, магистратуры и специалитета будут свои стандарты и свои экзамены

В тот же день, шестнадцатого мая, Дума одобрила законопроект, устанавливающий новые уровни высшего образования.

Он обсуждался в течение трех лет, но, несмотря на весьма длительный период сложных согласований с бизнес-структурами и образовательным сообществом, текст, представленный на рассмотрение в первом чтении, еще содержит целый ряд спорных моментов, которые вызвали острую дискуссию среди депутатов.

Многие не могут понять, зачем понадобился новый закон, если в рамках действующего Закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вузы наряду со специалистами столь же успешно готовят бакалавров и магистров?

Как пояснил в своем выступлении председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев, коренное отличие нового закона – в установлении самостоятельных уровней образования, каждый из которых имеет свои стандарты, свои вступительные испытания и итоговую аттестацию. Соответственно разделены процедуры лицензирования и аккредитации каждого уровня обучения.

Различны и квалификационные требования к выпускникам.

Бакалавриат – это первый, базовый уровень, рассчитанный на три-четыре года обучения и призванный, по замыслу авторов документа, обеспечить обладателям такого диплома «возможность успешной работы» на должностях, связанных «с осуществлением исполнительских функций в производственной или социально-экономической сфере».

Ко второму уровню относятся магистратура (не менее двух лет на базе бакалавриата), рассчитанная на подготовку к аналитической, научно-исследовательской, проектной деятельности, и специалитет, или традиционное для нашей страны непрерывное обучение в течение пяти лет и выше.

После принятия законопроекта данная система сохранится в порядке исключения только по отдельным направлениям подготовки – таким как судебное дело, здравоохранение, геодезия, информационные технологии, культура, искусство. Соответствующий перечень будет утверждаться постановлением правительства по решению Минобрнауки, хотя Российский Союз ректоров настаивает на том, чтобы это право предоставлялось самим вузам.

Как особо подчеркнул Николай Булаев, для обучающихся каждого уровня предусмотрена отсрочка от службы в армии. Из этого следует, что бакалавр может использовать даже две отсрочки, если он успеет поступить в магистратуру сразу же после получения диплома (хотя соль законопроекта – в том, чтобы переход с первого на второй уровень осуществлялся после приобретения выпускником трудового опыта).

Взаимосвязь между тремя уровнями сложнее, чем представляется на первый взгляд. Скажем, продолжить образование в магистратуре вправе как специалист, так и бакалавр – в том случае, если тот и другой успешно пройдут конкурсный отбор. Но даже при таком условии для специалиста это будет уже второе, а значит, платное образование, в отличие от бакалавра, у которого есть гипотетическая возможность поступить на одно из бюджетных мест.

Сколько их будет? На этот принципиально важный вопрос Минобрнауки не дает конкретного ответа, что провоцирует новую волну критики со стороны оппонентов. Так, в одном из своих выступлений министр образования и науки Андрей Фурсенко говорил о том, что продолжить обучение в магистратуре смогут лишь 10–15% «наиболее талантливых, склонных к научно-исследовательской деятельности бакалавров». Новый заместитель министра Юрий Сентюрин называл уже другие цифры – от 30 до 50%.

В любом случае из всех доводов министра, приведенных им в защиту законопроекта, скептически настроенные депутаты охотно приняли на веру только один – о повышении эффективности использования бюджетных средств вследствие перехода на уровни. Многие трактуют этот тезис как сокращение расходов на высшее профессиональное образование (ВПО), которое станет реальным благодаря не только массовому введению бакалавриата, но и резкому сокращению количества специальностей и направлений подготовки – с нынешних 530 до 130.

Совсем не произвели впечатления на оппозицию утверждения Андрея Фурсенко о том, что «принятие законопроекта позволит повысить конкурентоспособность выпускников в условиях меняющейся структуры экономики».

«Нынешняя ситуация, когда половина выпускников нуждаются в переучивании, абсолютно неприемлема. Бакалавриат даст возможность отодвинуть во времени выбор конкретной специальности и сделать его более осознанным», – заявил министр.

Напротив, левая оппозиция убеждена, что новый законопроект разделит и вузы, и студентов на «черных» и «белых», а качество образования резко упадет.

«При такой системе подготовки мы получим не врачей, а фельдшеров, не инженеров, а лаборантов. Полноценное магистерское образование и специалитет станут доступными лишь для избранных», – констатировал член КПРФ Иван Мельников.

«Принудительное разделение образования на два уровня и введение обязательного конкурсного экзамена в магистратуру усиливают и укрепляют социальное расслоение в нашем обществе. По сути, мы вводим имущественный ценз на получение полноценного высшего образования», – считает Олег Денисов из «Справедливой России».

Красной тряпкой для противников многоуровневой системы является трехлетний срок обучения в бакалавриате, что дает основание скептикам называть бакалавров «недоучками», которые рискуют оказаться совершенно невостребованными на рынке труда.

Для того чтобы не дразнить гусей и не распалять и без того накалившиеся страсти, Николай Булаев пообещал подготовить ко второму чтению поправки, исключающие столь одиозный вариант.

Несмотря на отчаянное сопротивление оппозиции, законопроект был принят в первом чтении: 295 голосов – «за», 122 – «против».

По замыслу разработчиков, он должен вступить в силу уже с 1 сентября 2007 года, однако, как отмечается в пояснительной записке, «переход к уровневой системе ВПО займет несколько лет».

По свидетельству специалистов Минобрнауки, абитуриенты нынешнего года будут учиться по старым (то есть нынешним) правилам, поэтому у чиновников будет время до лета следующего года разработать и принять целый ряд сопровождающих закон нормативных актов, в том числе стандарты ВПО третьего поколения.

Рейтинг@Mail.ru