Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Третья тетрадь
Детный мир

РОДИТЕЛЬСКИЙ ЛЕКТОРИЙ


Бабушкина Татьяна

Собираем урожай учебного года

Дети и учителя живут по особому календарю. Период от дня начала до дня завершения учебного года очень многое отмеряет, и к весне поспевает школьный урожай.

Обычно с веток учебного года срывают листья оценок. Но мало кто замечает весомые плоды, которыми разодето неповторимое дерево каждого учебного года. В глубине ветвей – столь редкие, трудно вызревающие плоды преодоления и усилий, яркие бока удач и дружеских отношений. А ягоды похвалы и вовсе остаются неубранными. Конечно, там можно увидеть и горькие плоды сожалений и обид, которые лучше бы не вырастали, но не отворачиваться же из-за них от неповторимого периода жизни?

Осенний урожай собирают в корзину. А что мы кладем в корзину завершающего родительского собрания?

…Весь год классный руководитель и одобряющие его идею учителя собирали декорацию классной жизни текущего года. По великому секрету это было сообщено ребятам, и ценной стала каждая мелочь. В определенный шкаф, как в сундук, передавались на сохранность удачные детские работы. Кто-то придумал собирать остроумные высказывания. Отдельную полку заняли фотографии с подписями, которые сообща склеивались, как свитки. Была коллекция фотографий оконных цветов в период цветения. Даже предметы возрастных безобразий собирали: был выделен поднос под скатанные бумажные шарики и трубочки. Мы собирали и потерянные вещи: одних очков, на которые кто-то сел или наступил, было несколько. В конце концов, каждый мог стать собирателем жизни и открыть в «сундуке года» свою полку.

Когда все эти собранные знаки неповторимого сюжета были представлены общему собранию родителей и учеников, обстановка сразу стала домашней. А потом оказалось, что у классного руководителя есть своя потайная шкатулка! А в ней – записки, которые собирались в течение всего года, о небольших хороших поступках детей. И они так собраны, что ни один не обойден.

Но родителям не так-то просто воспринять эту дорогую похвалу, собранную и до времени спрятанную. Они не привыкли слышать хорошее о своих детях. И у многих на глазах появляются слезы. А после собрания, по-детски теребя за рукав учителя, они будут просить удостоверить, что это не ошибка, что записки не перепутались. Это удивительное переживание радости за своего ребенка при остальных родителях наполняет класс поразительной атмосферой благоволения.

К этому времени дети, расположившиеся группами на задних партах, закончили рисовать самое запоминающееся событие года. Каждая группа представила свой рисунок, и некоторые родители, возможно в первый раз, увидели ребенка в порыве рассказа о совместной радости – в красивейший момент вдохновения.

Потом родители достали пироги, воду, соки. Все сели в круг, и в светлых сумерках майского вечера взрослые вспоминали, кто как баловался, что нарушал, за что и как ругали. И столько смеха, просьб о повторах! Когда родительская дорожка с запинками разворачивается перед взором ребенка, дети получают запас защищенности на случай ошибок – их много в любом пути. И летом, и потом…

Завершение каждого учебного года – архиважная точка в жизни ребенка. Что заметили взрослые? Что назвали плодом?

Рейтинг@Mail.ru