Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №9/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ЭКОНОМИКА ОБРАЗОВАНИЯ


Вифлеемский Анатолий

Плюсы и минусы перехода школы в АУ

Краткая инструкция для директора

Закон "Об автономных учреждениях" принят, но на практике еще не применяется. Правительство должно утвердить несколько подзаконных актов, регламентирующих порядок смены статуса на АУ. Пока же директорам школ стоит оценить: нужна ли им новая организационно-правовая форма? И как быть, какие аргументы приводить, если смену статуса на АУ предложит учредитель?

…Чтобы ваша школа стала АУ, необходимо, говоря юридическим языком, «изменить тип существующего учреждения». Инициатива тут может исходить от администрации школы, а может – от органа управления образованием.

Чтобы преобразование состоялось, должно быть составлено заключение, что это не повлечет нарушения конституционных прав граждан. Кто должен давать это заключение, в какой форме – конкретики на этот счет пока нет.

Насколько я понимаю, заключение должны давать органы управления образованием, органы местного самоуправления. Например, если есть конкуренция между школами, пересекаются закрепленные за ними районы, одну из них можно преобразовать в АУ. Если же школа одна, преобразование ее в АУ может означать нарушение прав граждан, это может быть обжаловано в суде.

Есть еще одно «но». Правительство РФ, региональные и местные власти могут составить перечни учреждений, которые точно не подлежат преобразованию в АУ. Какие школы и детские сады туда попадут, еще никто не знает. А пока нет этих перечней, переходить в АУ в принципе нельзя.

Вышеупомянутые перечни далеко не единственный подзаконный нормативно-правовой акт, без которого закон об АУ не может быть использован на практике.

В законе говорится, что для преобразования учреждение должно сформулировать предложение «о создании АУ путем изменения типа существующего государственного муниципального учреждения по форме, утвержденной правительством». Значит, правительство должно разработать форму этого предложения. А пока ее нет, формулировать вы ничего не можете.

Но раз есть какое-то предложение от вас, должен быть и порядок его рассмотрения, регламент: каким образом орган местного самоуправления в лице органа управления образованием будет рассматривать ваше предложение, соглашаться или не соглашаться на преобразование в АУ.

Небольшая ремарка: АУ могут быть федеральными – тогда все решения для них принимает Правительство РФ, региональными – они в ведении властей субъектов РФ, и муниципальными.

Так вот, только после того как правительство и власти регионов установят порядки рассмотрения заявок на переход в АУ, в муниципалитете их почитают и примут свой порядок: могут просто переписать, могут что-то изменить.

Другой недостающий документ – порядок определения видов особо ценного имущества. Эту бумагу тоже должно составить правительство.

Среди имущества АУ будет выделено особо ценное, распоряжаться которым вы не сможете. Другое имущество вам разрешат использовать более свободно, даже продавать. Что туда войдет, в перечень этого имущества?

И наконец, должен быть определен порядок ежегодного опубликования отчетов о деятельности АУ и об использовании им закрепленного за ним имущества. Где публиковать, в какие структуры подавать отчетность? Ответов на эти вопросы пока нет.

Однако рано или поздно все вышеупомянутые нормативно-правовые акты будут приняты. Переход в АУ станет возможным. Но понять, нужна ли вашему образовательному учреждению смена статуса, можно уже сейчас. Основные требования к предложению о смене типа на АУ закон устанавливает. Стоит спроецировать эти требования на вашу ситуацию и разобраться, можно ли вам становиться АУ и нужно ли.

Первое, что должно быть в вашем предложении, – «обоснование создания автономного учреждения, в том числе с учетом возможных социально-экономических последствий его создания, доступности такого учреждения для населения и качества выполняемых им работ и услуг».

Это очень интересный пункт. Как изменится доступность вашей школы? Как изменится качество образования? Есть над чем поразмышлять.

Второй пункт – это «сведения об одобрении изменения типа учреждения на АУ высшим коллегиальным органом этого учреждения».

Если полностью следовать нормам законодательства, то высшим органом должна быть конференция. Но как минимум – совет школы. Этот орган должен собраться, составить протокол в установленном порядке – и дать одобрение.

Третий пункт – «сведения об имуществе, находящемся в оперативном управлении соответствующего муниципального учреждения». Эту информацию можно позаимствовать из приложения к уставу.

Четвертый пункт – «сведения об ином имуществе, передаваемом в оперативное управление создаваемому АУ». Пятый – «иные сведения». Их должен сообщить муниципалитет.

Стоит обратить внимание, что изменение типа учреждения на АУ с точки зрения законодательства не является реорганизацией. И соответственно лицензия, свидетельства об аттестации и аккредитации не утрачивают свою силу.

Если ваше предложение будет одобрено, вам нужно будет получить решение о преобразовании – его принимает глава местного самоуправления. Он же должен подписать изменения в уставе – или устав в новой редакции.

Кстати говоря, часто просят: надо бы написать примерный устав АУ. Это не нужно. Структура устава будет полностью совпадать с той, которая у вас сейчас есть.

В каждом муниципальном образовании есть сложившаяся практика формирования уставов, есть свои типовые уставы, формы. Их просто нужно будет изменить, внести в них требования, которые перечислены в Федеральном законе 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».

Для чего нужно государству создавать АУ, сказано в пояснительной записке к закону от 03.11.2006 № 175-ФЗ: «Суть такого преобразования состоит в снятии с государства обязанности гарантированного финансирования таких организаций на основе сметы доходов и расходов и ответственности государства по их обязательствам».

Какая «морковка» при этом предлагается образовательным учреждениям? Более свободный режим использования заработанных и, возможно, выделяемых из бюджета средств. В принципе автономные учреждения – это возврат к режиму, действовавшему до 2005 года для образовательных учреждений.

Учитывая, что на практике в разных регионах для разных образовательных учреждений был разный режим финансово-хозяйственной самостоятельности, то и с автономными учреждениями будет то же самое: сколько захотят отдать свободы местные и региональные власти, столько и отдадут. Механизмов ограничения свободы предостаточно: это и сохранение бюджетных средств в казначействе (и сегодня, например, в Сочи негосударственные школы получают бюджетные средства через казначейство), и определение такого порядка финансирования, что отчетности будет не меньше, чем по нацпроектам, и, наконец, активная деятельность наблюдательного совета АУ, где главную роль вполне могут играть чиновники.

Рейтинг@Mail.ru