Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №8/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ШКОЛЬНОЕ ДЕЛО


Кожурина Людмила

ЕГЭ в вопросах и ответах

Краткая инструкция по обращению с единым экзаменом для учеников, педагогов и родителей

В середине апреля состоялся Предэкзаменационный интернет-педсовет ( http://pedsovet.org/ege/). Тема – организация, проведение и содержание ЕГЭ в 2007 году, переход на новую форму государственной аттестации на территории РФ в ближайшие годы. Педсовет проходил в форме конференции: в течение нескольких дней педагоги записывали свои вопросы, а после того как прием вопросов был прекращен, на pedsovet.org стали поступать компетентные ответы. Их давали Виктор Болотов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки; Алексей Семенов, ректор Московского института открытого образования Департамента образования г. Москвы; Андрей Блинов, директор Регионального центра обработки информации Республики Башкортостан и представители Федерального института педагогических измерений, разработчики контрольно-измерительных материалов единого экзамена. В результате обе стороны получили более определенное представление друг о друге. Разработчики увидели, какие проблемы волнуют практиков, те, в свою очередь, получили возможность хоть немного понять мотивировку действий идеологов и разработчиков ЕГЭ. Мы познакомим наших читателей с основными позициями отвечающих.

Что безусловно

Больше не обсуждаем традиционные формы сдачи выпускных. Государство выбор сделало: в соответствии с федеральным Законом о введении ЕГЭ государственная итоговая аттестация будет проводиться с 2009 года только в виде ЕГЭ.

Проводиться ЕГЭ будет по всем предметам, по которым идут вступительные испытания в высшие учебные заведения. По астрономии, ОБЖ, физкультуре ЕГЭ не будет.

Один и тот же ЕГЭ ожидает как изучающих дисциплину на базовом, так и на профильном уровне. Место жительства тоже значения не имеет.

С 2009 года у всех вузов страны, за исключением творческих и спортивных, никаких своих вариантов вступительных экзаменов не будет, только ЕГЭ.

ЕГЭ могут сдавать все: дети, обучающиеся на дому, инвалиды – если они освоили школьную программу. Все желающие после введения ЕГЭ в штатный режим смогут сдавать вступительные экзамены вместе с выпускниками школ в пунктах проведения ЕГЭ. Для этого нужно заблаговременно прикрепиться к конкретному пункту проведения ЕГЭ в муниципальном органе управления образования.

ЕГЭ в 9 классе не существует! Есть новая форма проведения экзамена за курс основной школы, в которой задания по форме близки к ЕГЭ. Она апробируется на строго добровольной основе.

А что пока не ясно

Будет ли в 2008 году математика обязательным экзаменом в форме ЕГЭ для выпускников московских школ, как русский язык в 2007-м? Станет ли к 2009 году тестовый балл иметь более простую и понятную интерпретацию и не изменится ли система шкалирования?

Что делать, если к началу приема документов более 50% абитуриентов не успевают получить свидетельство о сдаче ЕГЭ и приходят в вуз со справкой? Было сказано, что в таких случаях вуз обязан работать с федеральной базой свидетельств, в которой находятся результаты всех участников ЕГЭ.

По идее в интернете должна быть информация о количестве баллов по предметам, необходимых для поступления в определенные вузы. Однако шкалирование проходных баллов по результатам ЕГЭ производится вплоть до дня зачисления абитуриентов. А об автоматизированной централизованной системе приема в вузы мы пока только говорим.

Секреты баллообразования

Наивысшие первичные баллы, которые складываются из баллов, набранных за выполнение всех трех частей КИМов ЕГЭ, – 60. При переводе в 100-балльную систему происходит более тонкое распределение заданий по уровню их сложности. Что это означает? В федеральную базу данных поступают результаты ЕГЭ по предмету из всех российских регионов, участвующих в ЕГЭ, высчитываются проценты выполнения тех или иных заданий. Чем меньше процент выполнения той или иной задачи, тем больше баллов за ее выполнение будет добавлено при пересчете в 100-балльную систему. Напротив, если с заданием справились большинство экзаменуемых, то при переводе такие задания принесут экзаменуемому меньшее количество баллов.

Переводная шкала из первичных баллов в стобалльную систему образуется только после обработки подавляющего большинства работ, выполненных по всей стране. Зависимость тестового балла от первичного не является линейной, причем эта нелинейность наиболее сильно проявляется в начале и в конце шкалы тестовых баллов.

Так что 100 баллов — это не отметка «отлично», которую получают многие и по результатам ЕГЭ. Это великолепное знание в рамках школьной программы. Таких выпускников не может быть много, это единицы.

Парадоксы

Почему отдельные задания по предметам по уровню сложности выше требований образовательного минимума? Потому, оказывается, что минимум содержания определяет только контролируемое содержание (темы), но не определяет глубину проверки усвоения материала. Поэтому могут быть и очень сложные задания, соответствующие минимуму содержания.

Увы, но есть вероятность ошибки при электронной оценке работы учащегося. Многое зависит от типа задания. Если задание с выбором ответа, то вероятность ошибки распознавания выбранного ответа минимальна. Если задание предполагает краткий ответ, то вероятность ошибки при электронном оценивании может возрасти. Вероятность ошибки растет с увеличением длины ответа. Кроме того, встречаются фактически верные ответы, но записанные с нарушением инструкции, формально неправильные. Например, записан термин с грамматической ошибкой, которая не позволяет идентифицировать смысл слова.

Чего делать нельзя

Запрещается истолковывать результаты ЕГЭ для сравнения разных регионов. Не учитываются те особенности, которые кому-то учитывать либо не хочется, либо невыгодно. Нельзя сопоставлять результаты ЕГЭ по предмету в регионах, где он сдается в обязательном порядке всеми выпускниками и где его сдают по выбору наиболее подготовленные учащиеся. Что же удивляться, если в республике N, где сдают русский язык 25% лучших выпускников, результаты выше, чем в N-ской области, в которой данный предмет сдают все.

И второе: результаты ЕГЭ не могут быть основным критерием успешности учебного заведения. Если школа находится в сложном социальном окружении, то результаты ЕГЭ вообще не могут быть критерием успешности данного учебного заведения, если не сравнивать результаты этой же школы по годам. Тогда при положительной динамике по годам можно говорить об успешности. Сравнивать же эти результаты со средними по N-ской области или по России бессмысленно.

Если уж сравнивать, то сравнивать нужно с подобными и соответственно выделять кластеры школ, которые находятся в похожих условиях.

Бланки решают все

Кто должен научить учащихся заполнять бланки и документы к ЕГЭ? Обычно орган управления образованием субъекта РФ или Региональный центр обработки информации заблаговременно проводят обучение заполнению бланков. Сначала учат людей, ответственных за проведение эксперимента в муниципальных образованиях, потом обученные доводят информацию и образцы бланков до организаторов в аудиториях и учительства, а учительство, естественно, – до выпускников. Если по какой-либо причине образцы бланков у учителя отсутствуют, то ему поможет презентация по заполнению бланков http://rcoirb.narod.ru/Docum/zapblege2007.rar/.

В самих контрольно-измерительных материалах по любому общеобразовательному предмету дана подробная инструкция по заполнению бланков ответов. В них все сказано! Перед выполнением любых заданий требуется изучить инструкцию, имеющуюся в самом начале КИМа, и разъяснения, выделенные в рамки перед началом нового блока заданий. Ни в коем случае не помещаем два знака в одну клетку — они будут восприняты компьютером как один знак.

Но бывает, бланки или результаты ЕГЭ путаются. Что делается, чтобы такого не произошло? Оказывается, подобная ситуация возможна лишь в том случае, если не соблюдены все инструкции по формированию региональной базы данных (РБД) и заполнению бланков ЕГЭ. Чтобы этого не происходило, необходимо вести разъяснительную работу в регионах со всеми организаторами эксперимента на местах и связываться в случае возникновения каких-либо вопросов с Федеральным центром тестирования. Если же все-таки бланки или результаты запутались, то проконсультируйтесь со своими коллегами, кто уже попадал в подобные ситуации, так как универсальных рецептов на исправление положения нет, приходится разбираться по каждому конкретному случаю.

Апелляция

Большинство апеллирующих абитуриентов приходят в конфликтную комиссию не потому, что считают работу оцененной не совсем верно, а для того, чтобы «просто посмотреть работу». На вопрос: «Что посмотреть?» – практически никто не может дать внятного ответа. Учащемуся кажется, что он «сделал все правильно». Добавление балла происходит примерно в 1% работ, поданных на апелляцию.

Учителя спрашивают, почему он не может взять задания с собой. Оказывается, это нарушило бы авторские права. В нижнем колонтитуле КИМов написано: авторское право принадлежит Рособрнадзору, копирование не допускается. Выполнение требования невозможно проследить в том случае, если экзаменуемые станут уносить с собой задания. И потом: если ученик возьмет с собой сами задания, то количество апелляций будет неизбежно стремиться к 100%, исключая, пожалуй, лишь тех экзаменуемых, кто набрал очень высокие баллы. Выпускники непременно побегут к своим учителям, которые, заметив какие-либо ошибки, будут учить детей, как им следует оправдаться перед конфликтной комиссией. Нет, уж если он знает материал, то запомнит задания надолго. Да кто ему мешает сразу после экзаменов записать их на случай возможной апелляции?

Двойка на ЕГЭ

В текущем году сохраняется порядок, при котором в аттестат выставляется итоговая оценка «3», даже если ученик написал ЕГЭ на двойку. Что будет дальше – вопрос пока открытый.

Сегодня предлагаются самые разные решения. Например, выдавать двоечникам аттестат без оценок, просто документ о завершении полного общего образования. Предлагают ввести практику выставления в аттестат неудовлетворительных оценок. Есть сторонники сохранения привычного подхода, когда в аттестат ставится среднее арифметическое между годовой отметкой по предмету и результатами, полученными в рамках единого госэкзамена.

Мнение широкой общественности по этому вопросу чиновников очень интересует.

Полезные ссылки педсовета

Демоверсии ЕГЭ обычно публикуются на сайте Федерального института педагогических измерений – http://www.fipi.ru/ – в декабре предшествующего года. Обратите внимание на открытый банк заданий, который размещается на том же сайте.

Последний документ, касающийся утверждения форм бланков, – это Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации № 2170 от 18.10.2006 г. (с изменениями от 29.01.2007 № 175) – http://rcoirb.narod.ru/Docum/blank2007.doc/.

Список московских вузов, принимающих результаты ЕГЭ, а также перечень вступительных экзаменов есть на сайте МИОО www.mioo.ru/.

Информацию по итоговой аттестации в 9 классах можно найти на сайте Рособрнадзора www.obrnadzor.gov.ru и ФИПИ.

Ежегодные Методические письма по преподаванию предметов с учетом результатов ЕГЭ можно прочитать на сайтах ФИПИ и Министерства образования и науки: www.mon.gov.ru.

Теоретическая модель, на основании которой осуществляется перевод первичных баллов в тестовые, для всех предметов одна и та же. Ее описание представлено на сайте www.ege.edu.ru/ (Документ Федерального центра тестирования от 17 марта 2006 г.)

И еще: на сайте www.fipi.ru есть учительский форум. Вас приглашают к обсуждению вопросов, решение которых зависит от профессионального сообщества. Во-первых, будет ли ЕГЭ по математике обязательным? Во-вторых, продолжает дискутироваться вопрос о сдаче экзамена по литературе в форме ЕГЭ.

Рейтинг@Mail.ru