Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?


Куценко Елена

У книжной полки

 

А.Бикеева

Настольная книга школьного

учителя. Испытание школой:

ребенок и учитель

Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

Это книга-размышление об особых школьных взаимоотношениях, о характерных чертах профессии учителя, о том, почему годы учебы несут столько разочарований детям, а педагоги чувствуют себя несчастными и неоцененными.

Автор – учитель английского с большим стажем, то есть не понаслышке знает, о чем говорит. Но она не только перечисляет проблемы современной школы, но и анализирует причины их возникновения, предлагает свои решения. Книга полна примерами из школьной повседневности, кажется, ты даже слышишь интонации детей, учителя, завуча, методиста. Но, увиденные глазами коллеги, рутинные школьные мелочи воспринимаются иначе.

Почему среди учителей не принято брать больничный? Что мы испытываем, готовясь к открытому уроку? Сколько будет длиться рабочий день предметника, если он еще и добросовестный классный руководитель (семнадцать часов в сутки, если кому интересно)? Какого эффекта мы добиваемся, постоянно попрекая детей ошибками? Зачем в школе проверяющие? Этим вопросам и множеству других посвящены небольшие отдельные главки. В некоторых – рекомендации и упражнения для того, чтобы урок из испытания превратился в плодотворную работу, приносящую радость и ученику, и учителю.

Некоторые главки вызывают улыбку, особенно те, в которых автор пытается объяснить абсурдность требований к учителю и выстраивает забавные параллели. Например, считается нормальным, когда учитель сам ремонтирует класс. «Кстати, а кто красит плинтуса и стены в кабинетах врачей, бухгалтеров, юристов? Не они сами? А почему?»

Безразмерные обязанности классного руководителя и учителя можно примерить к представителям других профессий, и получится, что актеры должны отвечать за культурный уровень зрителей, библиотекари – за скорость чтения посетителей, а шоферы такси – за знание правил дорожного движения пассажирами. А ведь таких требований, привычных до оскомины, но несовместимых со здравым смыслом, в школьной реальности огромное количество. Может быть, посмеявшись и задумавшись над ними, мы сможем чуть-чуть приблизить эту реальность к нормальным человеческим отношениям?

В.Панкратов

Защита от психологического

манипулирования

М.: Издательство института

психотерапии, 2004.

Книга, строго говоря, не педагогическая. Примеры и диалоги, приведенные в ней, относятся к сфере бизнеса и менеджмента. Но, может быть, это и хорошо? Умение вести переговоры, задавать корректные вопросы, заинтересованно слушать собеседника, добиваться поставленной цели, чувствовать себя защищенным от манипуляций – все это в страшном дефиците в современной школе. Хотя педагогическая работа почти вся сплошь общение, мы никогда не ведем диалога на равных. И как редки моменты, когда ребенок или взрослый чувствует себя значимым и уважаемым собеседником. Вспомните хотя бы опрос на уроке… классный час… педсовет… анализ открытого урока.

Прочтя книжку и ознакомившись с многочисленными уловками-манипуляциями, вы скорее всего поразитесь, как часто они проскакивают в типичных школьных диалогах. Администрация их использует против нас, мы – против детей, а дети – в общении друг с другом. Оказывается, фразы: «Может, вы думаете, что…», «Это банально», «Вам, конечно же, известно…», «Как, вы этого не читали?» – далеко не безобидны, они недопустимы в полемике, ибо вызывают в собеседнике чувство страха или стыда.

Зная, как выглядят и действуют эти уловки, в разговоре с начальством можно будет более эффективно отстаивать свою позицию, а общаясь с учениками, ловить себя на попытке манипулирования и строить более открытый, цивилизованный диалог.

Честно говоря, я бы и ребятам (уж старшим точно) рассказала о самых типичных манипулятивных хитростях и о способах защиты. Им в жизни точно пригодится, да и у меня соблазна будет меньше.

Рейтинг@Mail.ru