Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

ЦЕЛИ И ЦЕННОСТИ


Печатникова Людмила

Школьная агрессия: опыт преодоления

Педагогика школы № 2 города Тырныауза

Эта маленькая школа находится в одном из самых неблагополучных городов Кабардино-Балкарии. Разрушенное производство, безработица, испорченная экология, отчаявшиеся взрослые. Многие из них работают в дальних краях, месяцами не бывают дома, не видят детей. Добавьте к этому еще межнациональные проблемы (Кабардино-Балкария – республика многонациональная), и вы поймете, в каком постоянном напряжении находились школьные учителя, сколько им приходилось выслушивать, терпеть, сколько безнадежных сражений было ими проиграно.

Все – в класс дураков?

Сначала детей попытались разбить на группы по уровню знаний. Лет пятнадцать назад была в России мода на классы педагогической коррекции, выравнивания, поддержки – столько названий для деления детей на умных и глупых, хороших и плохих. Где-то подобный подход, возможно, и срабатывал, но не в условиях второй школы города Тырныауза. Здесь приходилось учить таких детей, что численность коррекционных классов все увеличивалась, а количество учеников в «нормальных» классах сокращалось на глазах. Казалось, скоро вся школа превратится в один большой «класс дураков». И в какой-то момент стало ясно, что дело не только в учебе, что она всегда лишь следствие общего неблагополучия, что нужно повернуться лицом к детям, понять, что с ними происходит.

Умение говорить о себе

А что же дети? Дети на уроках молчали, если удавалось их утихомирить, на вопросы учителя отвечали односложно. Единственный для них способ выразить себя – драка, несколько нецензурных слов – для передачи эмоционального сообщения. По-другому они не говорили. Ни на переменах, ни между собой, ни в семьях. Вот она, главная точка приложения сил, решили учителя. Будем учить детей разговаривать, говорить о себе, о своих желаниях, страхах, обидах.

Педагоги стали проводить с детьми еженедельные обсуждения возникающих проблем: слово предоставлялось каждому, и можно было обсудить любую ситуацию, поискать пути решения, по крайней мере прояснить положение вещей. К тому же с каждым ребенком педагоги беседовали отдельно – просили подробно рассказать о своей жизни, о прошлом, о мечтах и надеждах.

С долгих разговоров и началась история медленного выстраивания отношений между взрослыми и детьми. И как следствие – постепенная передача ответственности за происходящее от взрослых детям. Никакой формальной ученической организации, никаких положенных органов самоуправления в школе не создавали. Просто обсуждаемые проблемы требовали решения, и однажды появился детский комитет – посредник между учителями и учениками. Ученики взяли часть насущных проблем на себя: ответственность за безопасность и порядок во время школьных вечеров, на переменах. Учителя в свою очередь внимательнее присмотрелись к собственным урокам, к тому, как они начинаются: с приглашения к диалогу или с требования взрослого. Кому адресован данный урок: ученику, группе или опять – классу, то есть на самом деле никому.

Постепенно исчезал страх, все меньше становилось запретов. Но умение решать проблемы цивилизованно, самому ставить себе пределы так быстро не рождается. К тому же есть дети, глубоко недоверяющие взрослым, привыкшие видеть в них врагов. А если взрослый не строг, значит, это слабый враг, сразиться с которым – одно удовольствие.

Дело дошло до того, что старшеклассник оскорбил учителя на уроке. – Разрешили детям рты открывать, вот они и болтают что попало! – возмущались родители и некоторые преподаватели.

Навыки анализа конфликтов

И тогда, вместо того чтобы наказать, ужесточить контроль, школа обратилась не к разовым акциям и конкретным решениям, а к коллективному анализу ситуации.

Цель была – научить детей самостоятельно, а не под воздействием принуждения, страха наказания определять границы своей свободы. Для этого необходимо создать у них опыт самооценки и рефлексии, дать возможность посмотреть на себя и на ситуацию в школе с точки зрения педагогов. Необходимо помочь преподавателям прочувствовать детскую позицию. Учителя, в общем, не надеялись разрешить проблему хамства в школе, пытались только показать ученикам и друг другу сложность и неоднозначность проблемы и вообще конфликта как такового. Конфликты – естественная часть жизни, особенно для ребенка, который только учится строить отношения. И если конфликтов не пугаться, а исследовать и решать их, тогда они станут важным моментом развития личности.

Но реальный опыт рефлексии возможен только в реальных делах. Поэтому, если у учеников не будет возможности принимать решения, ничего не получится.

На общем собрании школы (5–11 классы) директор предложил проанализировать проблему хамства в школе. Ученики выделили четыре важные составляющие проблемы: инициатор конфликта, жертва, свидетели и пути развития конфликта. Четыре разновозрастные группы приступили к работе.

Взрослые и дети говорили искренне. Составили портреты жертв и инициаторов конфликтов, назвали причины их возникновения: неприятие других людей, месть, безответная любовь. Что делать в ситуации конфликта свидетелям? Самый популярный ответ: никому ничего не говорить и ждать. А как вести себя жертве конфликта? – уехать из города. Обсуждая, кому в школе труднее, взрослым или детям, дети посочувствовали обеим сторонам: у педагога много обязанностей, ученики попадаются «не сахар», зато у преподавателей больше прав, а над ребенком есть еще власть родителей. То и дело поднимался вопрос о хамстве не только учеников, но и учителей. Дети наконец-то смогли высказать часть тех обид, о которых привыкли молчать.

На вопрос, что делать с хамами, дети отвечали предельно жестко: сажать на электрический стул, держать на уколах или таблетках, выгнать в отдельную школу для хамов.

Как легко можно было бы сейчас направить детское возмущение в нужное учителям русло. Но ведь задача-то стоит другая – помочь ребятам действовать менее агрессивно, стать более терпимыми.

И педагоги снова беседовали с учениками:

– Ты хотел бы, чтобы так поступили с тобой? Чтобы окружающие повели себя так же по отношению к тебе? А чего бы ты ждал от окружающих людей? Постепенно раскрылись многие подробности детской жизни, ранее взрослым неведомые. Оказалось, что ученики и педагоги взаимно неправильно понимают поступки, слова друг друга. Что одному кажется нормой – для другого обидно.

К примеру, мальчики признались, что не считают матерную лексику русского языка (общего для всех) чем-то особенно обидным, настоящее оскорбление наносится на родном языке. Школьная газета «Мы» на своих страницах открыла настоящий ликбез по взаимопониманию. Вот ситуация на уроке (ученик отказался выполнять задание учителя), в семье (вы пришли в гости к балкарцу и поздоровались сначала с другом, а потом с его родителями). Что здесь обидного для каждой из сторон, как можно поступить? Многие ученики хамят, ленятся на уроках потому, что чувствуют за спиной родительскую поддержку. Отец сделал карьеру, выбился в начальники. Сын решил, что ему теперь все дозволено. Школьная газета провела исследование среди учеников: как они относятся к представителям властных структур в стране? В городе? Оказалось, районная администрация не пользуется популярностью. Значит, дело не в должности, а в тебе, в том, что ты делаешь для других людей.

Администрация района, кстати, тогда обиделась на школу. Зачем детей настраиваете? Ничего подобного, убеждал директор, мы просто показываем, что есть на самом деле. А выводы каждый делает сам.

Прости меня!

Среди всех разговоров и событий словно бы никто и не вспоминал о том, что стало началом цепной реакции. Ученик, оскорбивший учительницу на уроке, даже не догадывался, что вся школа работает ради него. Именно поэтому он мог работать вместе с друзьями, а не обороняться от нападений врагов. Мальчик, как все, приходил на дискуссии, рассуждал, слушал. И однажды во время такого обсуждения учительница извинилась перед ребенком за то, что накричала на него, сорвала на нем раздражение за беспорядок в классе. Мальчик побелел. Помолчал. И тоже извинился.

Он уже закончил школу, но продолжает заходить в гости к учителям, помогает чем может. Связь сохранилась, потому что конфликт был осмыслен и прожит каждой стороной. И каждый нашел в себе силы извиниться и простить.

Кстати, когда в этой школе выпускной класс прощается с педагогами, молодые люди просят у своих учителей прощения через школьную газету за все, в чем были не правы, пока оставались учениками. И делают они это, вероятно, потому, что видят, как взрослые признают свои ошибки и пытаются что-то исправить.

Сайт школы http://s2.eurekanet.ru/

Рейтинг@Mail.ru