Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №7/2007
Первая тетрадь
Политика образования

ШЕСТОЙ МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ


Кожурина Людмила

Марафон. В пространстве гуманитарных наук.

С 21 марта по 2 апреля Московский городской Дом учителя принимал учителей-предметников: преподавателей русского и иностранных языков, учителей литературы, истории, технологии, МХК, музыки и ИЗО. Отличить гуманитариев нетрудно: романтичность, природная коммуникабельность, легкая как бы рассеянность в разговоре. Сложнее – разложить итоги гуманитарных марафонских Дней по полочкам, придать им форму текста. Пусть это будут два блока, каждый из которых отражает отдельную образовательную область.

Образовательная область - язык

21, 22 марта

Дни учителя английского языка

23 марта

День учителя французского языка

26 марта

День учителя немецкого языка

28 марта

День учителя русского языка

Первый из дней встреч учителей-языковедов начался с лирического вступления Алены Громушкиной, редактора газеты «Английский язык». Она говорила о том, что многие учителя уже шесть лет измеряют свою профессиональную жизнь от марафона до марафона. Действительно, где еще можно встретиться и поговорить с коллегами, единомышленниками? Традиция встречаться с коллегами и обсуждать профессиональные проблемы возникла в России еще в XIX веке. Именно на одной из таких встреч педагоги сообща написали первые «Обязанности учителя». Наряду с необходимостью тщательно готовиться к занятиям и не пропускать их даже по болезни, «превозмогая себя», там было записано: «Занятия нужно вести с усердием, поддерживая внимание класса постоянным наблюдением за учениками, ясностью и живостью преподавания и заметною, хотя и не выражаемою в словах утехою при виде успехов учащихся». Разве теперь иначе?

На языке оригинала

Безусловно, самое главное в освоении языка – речевая практика. День учителя французского языка с нее и начался. Занятие вела Жоэль Монтек, преподаватель лицея имени Александра Дюма при посольстве Франции. Общались на французском: в легкой и динамичной форме проводили урок развития речи, исследовали жанр автобиографии. Сначала поговорили об этом жанре, потом послушали, как Жоэль Монтек читает вслух отрывок из мемуарной книги Жоржа Перека “Je me souviens…” («Я вспоминаю…»), потом составили список отличий этого текста от традиционной автобиографии. Наконец, учителя сами написали несколько строк в манере Жоржа Перека. Стилизации зачитали. Это занятие называлось на французский манер: «Ателье письма».

Что мы знаем об учителе иностранного языка?

Каринэ Махмурян, заведующая кафедрой иностранных языков МИОО, говорила о серьезных проблемах преподавания иностранного языка: «Зачем язык, если он не знакомит ребенка с иной культурой, иным образом мыслей? Причина многих проблем – дефицит квалифицированных кадров. Молодые люди, хорошо знающие язык, в школу не стремятся. Московское правительство приняло решение: с сентября 2007 года повысить зарплату преподавателям иностранного языка в два раза, доплачивать 15% за ведение внеклассной работы и ввести стандарт на условия работы. То есть прежде чем спрашивать с учителя, администрация и методист должны позаботиться о том, чтобы он работал с небольшой группой (8 учеников), имел в своем распоряжении DVD и CD-проигрыватели, компьютеры, интерактивные доски.

Ирина Ларионова, заведующая кабинетом иностранных языков Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, рассказала залу, каким видят современного учителя слушатели ее курсов: за компьютером, в сети Интернет, он способен выстроить групповую работу и умеет говорить красиво и выразительно.

Безразличным вход воспрещен

Малый зал Дома учителя работал в эти дни для тех, кто пришел на марафон за глобальными идеями. В афишах стояли слова: «перспективы», «тенденции», «специфика». Марианна Бузоева, главный редактор газеты «Немецкий язык», кандидат филологических наук, рассказала о новых правилах немецкой орфографии, с которыми столько трудностей! Прежние правила были сложны, но введение новых, похоже, не сильно облегчило положение учеников. Главным образом оттого, что изменения непоследовательны: где-то они следуют за этимологией, где-то – за фонетикой. Написание некоторых слов воспроизводит образцы двухвековой давности. Между тем его уже тогда критиковал Якоб Гримм, называя такое письмо «педантичным». Тем не менее правила есть правила. И учителя имели возможность ознакомиться с ними: что было до реформы, что изменилось и как положено писать сейчас.

Что касается экзаменов

До 2009 года, как уверяли специалисты, новых моделей заданий в экзамене по русскому языку не будет. Не тут-то было! Малый зал перед выступлением ведущего научного сотрудника Федерального института педагогических измерений Ирины Цыбулько был заполнен еще за 15 минут до начала. Он бурлил и негодовал в течение всей лекции: опять в процедуре оценивания единого экзамена произошли изменения! Введены два дополнительных критерия оценивания части «С» – критерии этических норм и фактологической точности. «На экзамене выпускник школы, по сути, вступает в диалог с автором текста, а диалог предполагает уважительное отношение к собеседнику, – подчеркнула Ирина Петровна. – Написав, к примеру, что автор этого текста – сумасшедший, он нарушает этическую норму». Типичные примеры фактологических ошибок: «Великая Отечественная война началась в 1939 году», «Столица США – Нью-Йорк». Гостям была представлена схема успешности выполнения экзаменующимися различных заданий. Теперь видно, где чаще всего ошибаются двоечники, а где – троечники или хорошисты. Видно, что на задании «Грамматическая основа предложения» засыпаются и двоечники, и отличники. А в части «С» трудными для всех выпускников являются задания на комментирование текста и аргументацию собственной точки зрения. В комментариях ребята слишком далеко отходят от содержания авторского текста, а в аргументации практически не используют собственный читательский опыт, крайне редко обращаются к примерам из художественных произведений. Кстати, знаете ли вы, в чем отличие комментария от пересказа? В пересказе нужно говорить о том, что делает герой текста, а в комментарии – что делает автор.

У «иностранцев» до 2009 года есть время на подготовку и перемену курса. Их настраивали: «ЕГЭ может оказаться неожиданным подспорьем для вас»; «ЕГЭ – наиболее сложный, многоуровневый и качественный измеритель знаний»; «Результатов этих испытаний достаточно для поступления и в Высшую школу экономики, и в МГИМО, и в десятки других крупных и престижных вузов», а учителя снова недоумевали: «Для чего вообще они нужны, эти ЕГЭ и профилизация?» Понятно же, что та самая коммуникативная, развивающая функция языка, которую называют важнейшей, при ориентации на ЕГЭ окончательно пропадет. Но находились и оптимисты: «На ЕГЭ нужно уметь пользоваться тем, что знаешь, и не пугаться того, чего не знаешь. А мы приучаем детей к тому, что они должны знать перевод всех слов, которые есть в тексте. И что в итоге мы видим на экзамене? Ребенку попадается одно незнакомое слово, он впадает в ступор и не справляется с заданием», – говорила Майя Цыперсон, заместитель директора московской школы № 1302.

Людмила Максимова, методист издательства CLE International – РЕЛОД, рассказывала о том, как подготовить выпускников к ЕГЭ по французскому. Наши читатели также могут обратиться к ней с вопросами: sales@relod.ru. Однако главный урок всех экзаменационных дискуссий на марафоне такой: все мы во избежание неожиданностей должны регулярно посещать сайт Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

В методическую копилку

Если дети используют иностранный язык главным образом на уроке, значит, урок должен быть настолько увлекательным, динамичным, информативным, чтобы нельзя было остаться равнодушным. Вот для чего нам нужен самый разный методический опыт.

Елена Чумак, мультипликатор Немецкого культурного центра имени Гете, рассказала о том, как задействовать на уроке эмоции ребенка. Даже повторение не покажется скучным, если часто менять формы работы, использовать разные варианты одного и того же метода. Можно придумывать разные классификации предметов. Повторяя названия продуктов, делить их по происхождению (молочные, мясные…) или по цвету (какие продукты белого цвета вы знаете?). Детям нравится заканчивать ряд, используя обобщение, синонимы, антонимы, пары по значению: тигр, волк, заяц – это…; брат–сестра, мужчина–…; человек может быть… (голодным, добрым, высоким).

Небезразличны изучению языка и виртуальные путешествия. Например, в сказку. Кандидат филологических наук Наталья Константинова на семинаре «Сказки как основа развития творческого начала у учащихся» строила работу всего лишь на одной сказке – на «Красной Шапочке». Участники марафона работали с раздаточным материалом, где были и краткое изложение сказки, и вопросы, и рекламные тексты, и разножанровые пародии на каноническую сказку. Зал стал подобием класса. Ведущая называла номер страницы и предлагала, например, выбрать правильный ответ из трех возможных (за правильный ответ – конфета!). Или найти картинку, где волк вот-вот съест Шапочку, и придумать реплику для каждого из героев.

Культура речи

Важное наблюдение: из речи ушел высокий стиль. Теперь его место занимает средний стиль, а на место среднего явно претендует низкий. Заведующая кафедрой русского языка Воронежского университета Ольга Загоровская говорила: «В переходные времена нормы языка меняются очень быстро. Порой два разных словаря по-разному толкуют один и тот же случай. Как быть учителю? Ориентироваться на лучшие издания: «Толковый словарь русского языка» Ожегова, «Новый орфоэпический словарь русского языка» Ивановой, «Культура русской речи: Словарь-справочник» Л.Скворцова.

Группа ученых Института русского языка имени В.В.Виноградова создала открытый сайт «Национальный корпус русского языка». Здесь можно быстро найти множество примеров из различных текстов по заданным параметрам. Например, употребление двойного союза «как… так и…» или слова с концовкой «-очка». А если потребуется, можно узнать, к примеру, с чем ассоциируют слово «рыцарь» современные журналисты или писатели. Адрес сайта – http://www.ruscorpora.ru/.

Образовательная область - искусство, человек

27 марта

День учителя технологии

29 марта

День учителя литературы

30 марта

День учителя истории

2 апреля

День учителей МХК, музыки и ИЗО

Изобразительное искусство, музыка, технологии – сегодня над предметами эстетического цикла нависла общая угроза: новые БУПы выталкивают их на задворки образования разными способами. На них сокращают часы. Их рекомендуют интегрировать или переносить в дополнительное образование. Нелегко приходится и предметникам-гуманитариям, историкам и литераторам. ЕГЭ неизбежно ведет к формализации материала, а значит, урезается область личностного участия учителей и детей в изучении этих дисциплин, что в корне меняет смыслы исторического и литературного образования. И все же организаторы соответствующих предметных Дней сделали все, чтобы вселить в педагогов побольше оптимизма. Историки, например, «ударили» по профильному образованию, литераторы предложили гостям встречи с талантливыми учителями-практиками, художники и музыканты отводили душу на мастер-классах, а учителям технологии и вовсе дали возможность обрести свой дом: Центр образования № 293 – всероссийский оплот школьного технологического образования. Тем не менее некоторые проблемы выпирали, как вязальные спицы из мешка.

Вам предлагают интегрироваться?

Технологию, например, почти стерли с лица земли. Разосланный в регионы «Проект концепции стандартов второго поколения» никакой такой технологии не содержит. В целях самосохранения ей рекомендуют «снять квартиру» у ИЗО или ИКТ. Правда, это всего лишь проект, и юридической силы он пока не имеет. Но всех педагогов курс на всеобщую интеграцию настораживает. Не выльется ли она в механическое соединение предметов? Чтобы построить урок, от которого потянутся смысловые связи к другим предметам, причем не только гуманитарного, но и естественно-научного цикла, надо быть очень образованным человеком, что и дал понять редактор газеты «Искусство» Марк Сартан. Он рассказывал о романской архитектуре, используя материалы истории, физики, географии, философии, психологии и религиоведения, и за полтора часа сумел погрузить слушателей в атмосферу средневековой Европы, дал возможность незаметно для себя освоить десяток-другой архитектурных терминов, поговорить о мистике камня и света. Однако каждый ли из нас знает и может легко рассказать о том, какие произведения искусства символически выразили дух научных открытий своего времени? Где и когда можно пройти курсы грамотной межпредметной интеграции? Кто поможет учителю сформировать совершенно другое, непредметное сознание? Видимо, это никого не волнует, кроме самого учителя. Простой пример: когда на Дне учителя истории Андрей Кулаков, старший научный сотрудник ФИРО, учитель, автор УМК «Религии России», рассказывал о своих необычных уроках – «Как звучит буддизм», например,– он особо подчеркнул: без путешествий по всему миру он вряд ли бы их создал. «А мы-то никуда не можем поехать, – вздохнула учительница, – давайте только про учебники говорить!» В самом деле, откуда взяться широте кругозора, если, по словам другой учительницы, в новых финансовых условиях даже командировка на марафон невозможна: «Нецелевое использование средств!».

Между тем настоящая интеграция требует средств. В Вятской гуманитарной гимназии соединение уроков литературы с другими видами искусства осуществляется в форме интеграционных образовательных экспедиций. Сначала школьники изучают творчество какого-нибудь автора в классе, потом проводят краеведческое исследование, составляют маршрут и вместе с учителями отправляются в поездку. Уже побывали в Болдине, Михайловском, Царском Селе. По впечатлениям и материалам экспедиции каждый ученик пишет собственный текст: статьи в гимназическую газету, эссе для публикации в специальных сборниках.

В День учителя технологии на научно-практической конференции «Актуальные проблемы технологического образования школьников» звучал призыв «Объединяйтесь!». Профессор Юрий Хотунцев уверен, что соединять необходимо педагогов, а не предметы, создавать учительские ассоциации, чтобы доказывать необходимость уроков технологии обществу.

Элективы нас поддержат

На Дне учителя технологии выступала доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, заведующая Центром Института содержания и методов обучения Светлана Чистякова. По ее данным, сознательный выбор профиля самостоятельно способны осуществить только 34% детей. Но выбирают, как правило, не дети, а родители. И в 70% случаев они промахиваются. С учетом такой статистики нетрудно понять, что непрофильное обучение никак не должно становиться некачественным, а профильное – уж слишком узко-предметным. Элективам в рамках профиля и предпрофильной подготовки предстоит сослужить большую службу в детском самоопределении.

Как из простой темы сделать элективный курс? Об этом говорила в День учителя истории Елена Саплина. Даже картина В.И.Сурикова «Утро стрелецкой казни» может стать темой, задачей для понимания многих загадок Петровской эпохи. Правда, надо помнить, что тут «два мира сошлись». И вообще, главное при создании электива – нахождение нужного ракурса, осознанность выбранной точки зрения: можно приподняться над историей в курсе «Судьбы реформаторов», а можно войти в нее изнутри в роли журналиста, экономиста, адвоката – в теме «Повседневная жизнь советского общества».

А в гимназиях Санкт-Петербурга, как можно было узнать из выступления Татьяны Рыжковой «Проектная деятельность школьников при изучении литературы: теория и практика», в рамках элективов ученики делают фотоальбомы по мотивам литературных произведений, устраивают выставки, составляют словари, пишут сценарии, создают компьютерные игры и даже снимают фильмы.

Обыкновенный урок

Урок Игоря Лозбенева, учителя лицея № 1511, кандидата исторических наук, на тему «Февральская революция в России». На сцене доска, перед ней учитель, рядом группа детей на стульях. Учитель увлечен, дети внимательны. Вот, собственно, и все: ни наглядности, ни компьютера, ни слайдов. Даже плана урока не было объявлено. А по ходу выяснилось и то, что ничего «такого» делать с детьми учитель не собирается: он будет говорить сам. Невиданная дерзость в век педагогических технологий! Умная живая речь, спонтанно рождающаяся в ассоциациях от факта к детали, от детали к историческому портрету, от него – к обобщению. Увлекательная речь хорошего специалиста в рамках урока – теперь это большой дефицит. Благо профильное обучение предусматривает жанр лекции.

Юлий Халфин, известный в Москве учитель литературы, два часа подряд, бурно жестикулируя, рассказывал об Анне Ахматовой. Урок «Два лика ахматовской музы». Маэстро взахлеб читал стихи, не забывая прокомментировать и свою чтецкую манеру: «Актеры вообще не умеют стихи читать»; не чураясь инвектив в адрес тех, кто увлечен лишь ранней Ахматовой, он утверждал: «Великая Ахматова получилась из сталинской России»… Увы, пересказывать такой урок бессмысленно: все равно харизму не объяснишь.

И вообще: какой бы урок нам в эти марафонские дни ни показывали – музыки с настоящими учениками-пятиклашками или ИЗО, где роль учеников исполняли педагоги, – внимание завораживала прежде всего яркая личность учителя. А как иначе провести «обыкновенный» урок?

Цитаты этих Дней

Историк Елена Саплина: «Смотреть, видеть, извлекать информацию и понимать эпоху – это то, чему мы должны учить на истории. Но учить этому очень трудно».

Историк Евгения Королькова: «Вряд ли стоит применять проблемное обучение там, где дети еще не овладели необходимой информацией и руководствуются только житейскими представлениями. Понятие добывается постепенно, через наблюдения и опыт, поэтому востребован грамотный, тактичный переводчик житейских представлений в теоретические. И тут важны яркий рассказ, работа с иллюстрацией, картой, схемой».

Культуролог Григорий Дуров: «Если композиция строго параллельна рамкам полотна, то она статична, но стоит чуть наклонить изображение, как возникает динамика… С помощью цветовых пятен и свободных линий дети выражают абстрактные понятия: отчаяние, танец, угасание… Если заменить линию строкой текста, получится прообраз плаката».

Филолог Александр Княжицкий: «Мы принципиально предлагаем для анализа именно незнакомый текст, чтобы выпускник не вытаскивал из головы заученные формулировки, а оставался один на один с литературным произведением. Только так можно увидеть, чему на самом деле его научили на уроках литературы».

Татьяна Пылаева, Центр оценки качества Московского департамента образования: «Кто сказал, что ЕГЭ – это обязательно тесты? Есть только два обязательных условия для ЕГЭ. Первое – это должен быть общий экзамен для школы и вуза. Второе – независимая оценка. А тесты везде господствуют именно потому, что мы ничего не предлагаем. Там, наверху, вакуум идей, и в результате нам навязывают не самые удачные варианты». Сергей Волков, редактор газеты «Литература»: «В регионах, где ЕГЭ по русскому сдают уже давно, за литературу никто не борется.

Учителя-словесники с радостью отказались от сочинений. Ведь натаскать школьника на решение тестов легче, чем научить его анализировать художественный текст и связно излагать свои мысли. В итоге в большинстве российских школ уроки литературы в старших классах превратились в подготовку к ЕГЭ по русскому. Московские педагоги-словесники намерены отстаивать статус литературы, а для этого необходимо в первую очередь определиться с формой итоговой аттестации».

И все-таки…

Марафон расширяет рабочее пространство учителя: новый опыт, свежие мысли, полезные контакты. Кто-то впервые узнал о том, что учителей ждут на уроки самые разные музеи. Например, культурно-образовательный отдел Государственного исторического музея (ГИМ) всегда рад учителям. А кто-то узнал о выходе в свет учебника по методике Бориса Неменского для 8 класса «Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека». Заказать его можно по телефону: (499) 689-50-24. Марафон сам по себе – площадка для общения. Из диалогов этих Дней: «Как перебить неуважение к нашей профессии вообще и к преподаванию искусства в частности?» – «Только высоким профессионализмом и глубоким терпением. Для того мы здесь, чтобы почувствовать себя более защищенными».

Репортаж о Днях учителей естественно-научных и математических дисциплин читайте, пожалуйста, в следующем номере.

Рейтинг@Mail.ru