Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Третья тетрадь
Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ


«Откуда этот порошок взялся, ты думал когда-нибудь?»

Культовым антигероям можно противопоставить культовых писателей

Социологические данные свидетельствуют, что чтение определенных книг у подростков стало престижным. В культовые писатели попали: Владимир Набоков («Лолита»), Виктор Пелевин («Generation П»). А что, если воспользоваться творчеством кумиров молодежи в прагматически-профилактических целях? Позиция Набокова в данном случае – настоящая находка. Наркоманию Набоков презирает, причем презирает как раз из тех соображений, которые сегодня для подростка особенно значимы. Он хочет быть независимой личностью, а Набоков утверждает, что наркоманы не способны к самостоятельности и потому живут стаями. Юный бунтарь хочет быть современным, а Набоков небрежно замечает, что наркомания – очень старая глупость.

Наконец, Набоков попросту отлучает наркоманов от своих книг. Прочтите своим ученикам заявление Набокова, опубликованное в «Нью-Йорк Таймс Бук Ревью»: «Наркоманы – конформисты, они сбиваются в тесные группки, а я пишу не для групп и не одобряю групповую терапию. Молодые тупицы, привыкшие к наркотикам, не смогут прочитать «Лолиту» или любую другую мою книгу; некоторые и читать-то не умеют. Нет ничего пошлее, глупее и буржуазнее, чем этот бизнес оболванивания наркотиками. Полвека назад среди щеголей Петербурга была мода нюхать кокаин и слушать жуликоватых ориенталистов. Лучшая часть моих читателей, люди со светлыми головами, оставили этих чудаков с их причудами далеко позади себя».

«Разбор полетов» творчества Виктора Пелевина в педагогическом отношении тоже очень полезен. Пелевин многими критиками расценивается как вредный, безнравственный и опасный для подрастающего поколения писатель. Это несправедливо, хотя сам Пелевин повторяет: «Я писатель. Я ни перед кем не ответствен». И смеется над призывами подавать добрый пример молодежи, раз он так популярен. В результате подросток уверен, что безответственный писатель открывает опасные тайны, которые учителя с родителями открывать не хотят. На самом же деле Пелевин – моралист, ненавидящий пороки «общества потребления», коммерческую псевдокультуру и наркоманию. Именно с этих позиций он изображает наркотические опыты в романе «Generation П» и описывает своих героев, экспериментирующих с кокаином и галлюциногенами: один зауряден и слаб, другой – пошлый и неинтересный злодей, третий окончательно опустился, четвертый – откровенный сумасшедший. Поэтому подражать его персонажам подростку вряд ли захочется.

Прием наркотиков в романе Пелевина – болезненная и неинтересная процедура, которой предаются только дураки и неудачники: «Ты только подумай: слизистая оболочка носа – почти что открытый мозг... А откуда этот порошок взялся и кто в него немытыми ручками лазил, ты думал когда-нибудь?» Может быть, об этом стоит поговорить на классном часе поподробнее?

Рейтинг@Mail.ru