Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №6/2007
Вторая тетрадь
Школьное дело

НЕДЕЛЯ ДЕТСКОГО ТЕАТРА


Никитина Александра, Троицкая Ольга

Учимся обсуждать спектакль

Вопросы, которые помогут ребятам понять свое впечатление

Обсуждение спектакля – это не разговор о том, что надо было понять. Дети вовсе не обязаны понять то, что понимаем мы. У них есть лишь потребность «размять впечатления», поделиться, и в ходе разговора они могут продвинуться в своем понимании. Осознать, как по-разному мы воспринимаем искусство. И как это интересно. Педагог только направляет разговор, поддерживает его, не давая угаснуть. Обсуждение немедленно прерывается, едва вы заметили признаки усталости на детских лицах. Если нет возможности вместе сходить в настоящий театр, можно начать хотя бы с фильмов-спектаклей.

Методика безоценочного интервью

Ребята садятся в круг и отвечают на вопросы ведущего (педагога).

1. Сначала мы активизируем чувственную память, задаем вопросы, которые позволяют воскресить первые яркие, живые воспоминания об увиденном. «Закройте глаза (по-честному): какая картинка, звук, текст всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «…» (название спектакля)?»

2. Потом мы освобождаем чувства и сознание зрителей от сопротивления. Мы задаем вопросы, которые позволяют им освободиться от всего негатива, накопившегося во время спектакля. Этот негатив может быть связан с субъективным состоянием ребенка, поведением зрительного зала, с особенностями самого зрелища или еще какими-то факторами. Но в любом случае удерживаемые внутри негативные реакции помешают вести продуктивный диалог об увиденном, и поэтому мы должны от них освободиться: «Где вам было скучно? Что вас откровенно раздражало?»

3. Теперь по принципу контраста мы должны дать возможность участникам разговора пережить все позитивные чувства, связанные со спектаклем. Это настроит нас на позитивную работу: «Где вы искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?»

4. Следующий шаг – вопросы на сопереживание и идентификацию. Одна из важных функций искусства – возможность максимально ярко вместе с героями пережить то, что мы сами переживаем, хотели бы пережить или боимся пережить в реальной жизни. Из такого сопереживания вырастают и навыки самоанализа, и коммуникативный опыт, и умение создавать собственную картину мира. Поэтому мы помогаем зрителям обнаружить их истинные отношения к героям и к себе. Вопросы на глубинное переживание: «Где было ощущение, что действие захватило вас по-настоящему и до конца? Где было грустно, больно, хотелось поплакать?» Вопросы на личностную идентификацию: «За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Были ли такие моменты, где вам было особенно радостно или страшно за них? Где вам было за них стыдно? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним? Если бы вы могли с ним познакомиться, кем бы вы хотели его видеть: братом или сестрой, другом, старшим товарищем, бабушкой или дедушкой, тетей или дядей, кем-то еще? О чем бы вы с ним разговаривали? Как бы проводили время?»

5. Следующий блок вопросов выводит зрителей на художественно-эстетическое осознание увиденного. Он связан с обсуждением специфических художественных выразительных средств данного спектакля. Мы обращаем внимание на работу художника, композитора, драматурга, режиссера, актеров. «Если бы у спектакля не было названия – как бы вы его назвали? Если бы в спектакле не было таких-то сцен, изменилось бы что-то в вашем восприятии? Что? Если бы там была не такая, а другая музыка, цветовая гамма, декорации и т. д. – что-то изменилось бы для вас? Что?»

6. В конце беседы нужно помочь детям перейти от аналитических форм работы к синтезирующим, осознать пафос целостного произведения, художественный метод, при помощи которого оно создано, понять, к кому обращен этот спектакль. «Кому из своих близких и знакомых вы посоветовали бы посмотреть этот спектакль? Почему? И что бы вы ему при этом сказали? Кому вы не советовали бы это смотреть и почему? Хотите ли вы сами посмотреть этот спектакль еще раз? Или что-то другое этого же автора? Режиссера? С этими же исполнителями? Какого рода спектакль вы хотели бы увидеть в следующий раз?»

Роль учителя

Сам педагог при любом способе обсуждения говорит в последнюю очередь и только если его спросят; максимально односложно, чтобы ребятам хотелось самим додумывать и спорить, расспрашивать. Чтобы они начали ценить квалифицированное мнение, а не тосковали от занудства и назойливости взрослых.

Обсуждение можно считать удачным, если в конце юные театралы говорят о том, что испытали чувство радости от того, что их выслушали, что они были интересны со своими чувствами и размышлениями. А главное, у них появилось сознание: какие мы, оказывается, умные! Хорошо, если ученики признаются, что их понимание спектакля изменилось в ходе разговора. И теперь им хочется перечитать пьесу, еще раз посмотреть спектакль.

А теперь пишем!

После совместного просмотра спектакля и коллективного обсуждения предложите ребятам выразить свои впечатления в письменной форме. Помимо традиционных рецензий это могут быть: стихотворение в прозе, эссе, театральная байка или театральный анекдот, репортаж, дневник событий, реплики и диалоги, подслушанные в зрительном зале, в фойе и за кулисами, драматургический этюд на театральные темы, интервью со зрителями, актерами и режиссерами, творческий портрет актера, режиссера, проблемно-аналитическая статья и любой другой жанр, кроме фальшивого и скучного.

Рейтинг@Mail.ru