Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Третья тетрадь. Детный мир
Фадеева Элина

"Одинокие девушки пребывают в таком состоянии..."

Записки старшеклассницы

Что выбрать?

Чего уж там скрывать, что когда после учебы ты приходишь домой – никакого Бродского не открываешь, а находишь в себе силы только на то, чтобы жевать салат в такт стуку каблуков «прекрасной няни». Взгляд при этом остается неподвижным, а смех можно расценивать только как побочный эффект. Чего уж там скрывать, что раз в пару-тройку месяцев ты покупаешь девчачий журнальчик, чтобы знать, что предлагают девушкам, которые считают себя модными, всесторонне развитыми и продвинутыми. Или просто для того, чтобы посмеяться. Или, может, чтобы узнать, что не будет ничего страшного, если ты все же наденешь майку на кофту, а юбку перетянешь дедушкиным поясом с заклепками.

И тем не менее тебе мало розового «уиииииии», глянцевого, такого легкодоступного, вкусно пахнущего и обильно украшенного стразами счастья, и ты начинаешь театрально метаться в поисках смысла жизни и цели искусства. Но когда, стоя в малоизвестной компании, скрестив руки на груди и прося не дымить в твою сторону, ты заявляешь, что смотришь всего два канала, «Культуру» и НТВ, ты неизменно самодовольно и немножко с укором совести – все равно врешь. Во имя чего бы ты ни хотела вести такую культурно-целомудренную жизнь, ты знаешь, что тебе это не удастся. И не оттого, что твоя воля слаба перед красочным ассортиментом сиюминутных развлечений и ерундовой, но такой иногда необходимой информацией, от которой в общем-то деваться просто некуда.

Тот, кто листает журнальчик

Но не потому ты читаешь глянцевую страничку про Пэрис Хилтон, что это твой идеал и что тебе просто нравится перелистывать эти самые странички, вдыхая еле уловимый дорогой запах печатной краски, и, упаси Боже, не потому, что Пэрис Хилтон сейчас является культурной доминантой, а «потому что». Ведь ты совершенно автоматически заправляешь джинсы со стразами в остроносые сапоги – «потому что». Кнопок на пульте управления телевизором максимум три – и это отнюдь не НТВ и «Культура», а все «потому что».

Я хочу объяснить феномен листания журнала с Пэрис Хилтон на обложке: люди застыли в некоем блаженном состоянии, мелочные проблемы, такие как перебранка с родителями или smsка, оставшаяся без ответа, не перебивают общий сладкий вкус жизни. Легкость бытия не невыносима. Такая легкость воспринимается как должное, она приятна на ощупь и радует раскраской. Главный крите-рий – «мне это нравится, и от этого я уж точно ничего не теряю». Люди нашли себя, настроились на определенную, нужную им жизненную волну. И забивают себе головы «Кадетством» и «Домом–2» гораздо меньше, чем те, которые истекают желчью, брызжут слюной и готовы устраивать митинги против подобных развлечений. А для них это незыблемый и устоявшийся фон: дом – 3, дом – 5, какая, в сущности, разница? Проблема всплывает тогда, когда ты понимаешь, что долго на разговорах о сериалах и шоу-бизнесе не протянешь. Но дело в том, что и с Просматривающими-Пролистывающими можно говорить о более абстрактных вещах, иногда понимая, что какие-то знания им дались не красными ниточками на белках глаз от чтения, а так. Из самой жизни. Не так красиво, не так витиевато, но без обмана.

Без ксенофобии, пожалуйста!

Идет школьный учитель на перемене по коридору и слышит обрывки «сериальных» разговоров, плавно ложащихся на бесконечные мелодии с мобильных телефонов. Он злится. А пусть он пройдет мимо. У «пустых и поверхностных» очень насыщенная переживаниями и мыслями о прекрасном жизнь. В отличие от жизни взрослых она менее замороченная и более здоровая. Таким «пустым» надо незаметно подкладывать Тургенева и Куприна на рабочий стол. Им понравится. Если, конечно, для них Тургенев и Куприн не пройденный этап. Тогда вообще забудьте про волнения. У них все хорошо. Они не «не знают», они просто пока не задумывались об этом.

Это состояние перманентного отдыха, доносящийся отовсюду звон рингтонов и прочих модных мелодий в упрямом сознании взрослых могут пробуждать не только высокомерное отвращение, но и страх: «Я понимаю, когда шестнадцатилетняя барышня, которая в чем-то знает всю эту жизнь лучше, чем ее собственная мать, покупает легкий журнальчик и убегает в школу, чтобы прочитать его под партой, это почти нормально. Но когда третьеклассники колбасят под чью-то мелодию из телефона и восторженно, округляя глазки, невыносимо звонко произносят имя Кати Пушкаревой – это уж чересчур!» И еще вот эта полушутка-полуугроза пугает: «Если вы думаете, что ваш ребенок, сидя дома за компьютером или же смотря телевизор, находится в безопаснос-ти – лучше еще раз подумайте».

На все вопросы отвечает телек

Да, приходится думать. Так вот, все ответы можно искать на Яндексе. Или в СМИ, это крепче. Один из моих «скелетов в шкафу» – это нежная любовь к сериалу «Секс в большом городе», который иногда просто выступает как понятный сборник примеров из горемычного женского, да и девичьего, да и вообще житья-бытья. Мне интересно следить за тем, как одеваются Керри Бредшоу и Шарлота Йорк, но сейчас дело совсем не в этом. В тысячный раз переписывая на кассету много раз виденные серии, я стала осознавать, сколько раз и в каких разных интерпретациях давалась одна простая мысль: «Да, мы красивы, умны, успешны, это факт. Но мы не замужем – и это трагедия». Так говорит Миранда Хоббс, потягивая космополитен в каком-то забубенном ресторане на Пятой авеню. «Мы должны радоваться своему успеху, а не извиняться за него», – она же. Короче: количество мужчин снизилось до критической точки, а их, женщин, не устраивают любые отклонения от намеченного идеала. За всеми этими мыслями, которые Керри большими буквами набивает в голубом экране, как-то забываешь, что сериал в общем-то о вере в любовь и о крепкой, настоящей дружбе. Где-то я однажды прочитала, что чем дольше одинокие девушки пребывают в таком состоянии, тем сильнее они завышают планку идеала: если месяц они ждут принца, то через полгода он уже должен быть на коне, а через год им и этого будет мало – конь должен быть непременно белым. Таким образом, получается, что, сами того не понимая, мы, включая НТВ в начале одиннадцатого на протяжении нескольких сезонов, заглатываем дикое количество наживок с чужих удочек.

По эту сторону экрана

У меня сейчас каникулы. Я встаю поздно и включаю телевизор. На Мtv идет видеодневник: восемнадцатилетняя девушка плачет перед камерой, что ей уже восемнадцать, а она, пардон, еще невинна и не имеет ни с кем серьезных отношений. Она долго разговаривает со своей подружкой в кафе, перемывая кости знакомым парням. Рядовая программа. Но если сложить все эти масс-медийные потоки, если привести все это к одному знаменателю, перед изумленным взором предстанет развернутая пропаганда девичьего одиночества и мужской несостоятельности. А циничные девушки воют от отсутствия романтики и… смотрят сериалы, листают глянцевые журнальчики.

Делать тут уже – ничего не сделаешь. Потому что теорий, как всегда, много. Мол, когда полюбишь, все свои философско-мировоззренческие концепции забудешь. А еще – девушкам просто нечего делать, вот они и начинают тупо пялиться в телек, вместо того чтобы пойти, например, на курсы кройки и шитья, или в книжный магазин, или на карате. Тогда, мол, вполне вероятно, что, возвращаясь из кружка бисероплетения, ты встретишься с таким же одиноким и ищущим любви человеком, который так же уныло топает с футбола…

Рейтинг@Mail.ru