Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Ольга Леонтьева

Школьный клуб: так создаются традиции

Мы уже писали о свободных образовательных пространствах, которые можно создавать в школе. Тогда речь шла о кружках («ПС» № 22, 2006) и подготовке праздников («ПС» № 23, 2006). Сегодня поговорим еще об одном воплощении свободного образовательного пространства, о клубах. Это особые структуры, у которых есть, пожалуй, только один недостаток: очень трудно, практически невозможно найти статью в бюджете школы, по которой можно было бы официально оплачивать работу их руководителей. В остальном школьный клуб – великолепное образовательное пространство, открывающее дорогу к взрослой жизни, позволяющее ребятам почувствовать радость познания и общения.

А разве это не кружок?

Грань между школьным клубом и кружком довольно эфемерна. Кружки когда-то появились как структуры, которые должны были быть похожи на клубы по интересам, только организованные специально для детей. Но... программы и требования финансирования быстро сделали свое дело, и их сильно видоизменили, хотя в некоторых школах школьные клубы успешно работают и сегодня.

В чем главное отличие школьного клуба? В нем, во всяком случае официально, никто не обучает детей. Клуб создается для того, чтобы в нем можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, позаниматься своим любимым делом.

И при открытии клуба, и при его дальнейшей работе нельзя забывать, что:

– Там никто никого не учит, там учатся у тех, у кого хотят учиться.

– Там учатся все, и взрослые и дети, а педагог показывает ребятам, как можно относиться к своей работе и учебе, к своим победам и недостаткам.

– Там никто никого не проверяет – проверкой является результат деятельности, который вместе анализируют.

Зачем школе клуб?

Школьный клуб – это частица внешкольной, обычной жизни, попавшей в стены учебного заведения. Для скептиков, которые уверены, что научить или научиться чему-либо можно только сидя за партой, слушая объяснение учителя, сдавая экзамены и зачеты, скажу: вспомните, кто и когда вас научил говорить, ходить, аргументировать свои просьбы... Каждый момент жизни – это учебная ситуация, вопрос только в том, чему мы при этом учимся и как можем изменить то, что окружает нас.

Часто учитель открывает в школе клуб, чтобы привлечь внимание ребят к своему предмету, увлечь и заинтересовать – то есть с учебными целями. Это, собственно говоря, и есть главная причина для разрешения открыть клуб: директор понимает образовательную значимость создаваемого объединения и ищет возможность ее финансирования.

Однако, продумывая структуру школьного клуба, нельзя говорить напрямую о своих педагогических задачах. Если, конечно, ваш клуб изначально не называется клубом для зубрилок. Потом, когда работа начнется, будет время, чтобы каждый понял, чему там можно научиться.

Виды школьных клубов

Сомневаюсь, что существует четкая классификация известных сегодня образовательных пространств под общим названием «школьные клубы». Тем не менее можно попытаться ее создать, чтобы увидеть возможности этой структуры.

Во-первых, клубы могут быть «предметные» (клубы любителей английского языка или любителей химии, математики и так далее) и «непредметные» (клуб путешественников, турклуб, даже клуб забияк).

Не стоит думать, что клуб, деятельность которого официально связана с одним учебным предметом, создать проще, чем совершенно новый, не связанный с учебой напрямую. Дело в том, что в такой клуб будет трудно привлечь учеников школы: с самого начала ребята будут связывать деятельность клуба с уроками и считать, что это лишь еще одна разновидность дополнительных занятий. Клуб любителей того или иного предмета школьного цикла имеет смысл открывать только в одном случае: если есть ребята, которые уже очень увлечены предметом и хотят расширить свои знания или больше общаться с педагогом, преподающим предмет. Если же большинство учеников школы мало увлекаются учебой, если еще не сложились отношения с учителями, если ребятам (и учителям) просто хочется «чего-нибудь новенького», лучше попробовать открыть школьный клуб, название которого не будет связано с учебой и сразу привлечет в него учеников.

Во-вторых, школьные клубы могут быть открытые (в которые всегда допускаются все желающие) и закрытые (членство в клубе возможно лишь при некоторых условиях).

И снова внешняя привлекательность открытых клубов может оказаться обманчивой, их будут посещать очень мало ребят: запретный плод всегда слаще...

В-третьих, школьные клубы могут быть детскими и детско-взрослыми. Взрослыми членами клуба могут быть как учителя школы, так и родители ребят. Такие клубы дают больший образовательный эффект, но их создание требует от взрослых большей затраты сил.

С чего начать?

Опыт показывает, что открывать школьный клуб лучше всего... с нуля. Да-да, именно с пустого места. Потому что настоящий школьный клуб не открывается, а создается и развивается вместе с ребятами, в конкретной школе, при конкретных условиях.

Важно даже то, как первый раз сказать ребятам о том, что в школе можно создать клуб. Когда-то я допустила ошибку и заявила детям, что «у меня есть» идея создания клуба, потом пришлось вкладывать массу сил, чтобы они поняли, что клуб – их творение, а не воплощение моей идеи.

Было бы гораздо лучше, если бы вместо этого я дождалась подходящей ситуации и рассказала о тех клубах, которые знаю. Собственно, именно после такого знакомства и появилась сама идея, но почему-то я не рассказала детям о том, что увидела и пережила, а просто преподнесла им результат – предложила открыть клуб. После откровенного рассказа завязался бы разговор, я ответила бы на возникшие при разговоре вопросы и, возможно, дождалась бы самого главного: «А можно такой клуб создать и в нашей школе?» Или честно сказала бы, что теперь мечтаю, чтобы в школе был клуб, но не знаю, с чего начать – трудно открыть его в одиночку.

Я не предлагаю манипулировать детьми, подводя их вопросы и идеи к тому, что заранее было намечено взрослым. У учителя есть опыт, он может и должен предъявлять его ученикам. У ребят есть свой опыт, который педагог должен помочь представить друзьям, постараться понять и принять.

В свободном образовательном пространстве педагог работает с опытом учеников, создавая ситуации, при которых этот опыт используется и обогащается. И только когда в сообществе назреет идея создания школьного клуба, можно начинать работу. Если же такой идеи нет в головах детей, то лучше пока отказаться от затеи!

Как продолжить?

Жизнь школьного клуба очень трудно описать, как жизнь любой естественной системы. Когда приезжаешь в школу и посещаешь школьный клуб, тебе рассказывают о достижениях, приглашают посмотреть фильмы и фотографии. Все это результаты проделанной работы, а не сама работа. Образ, который сформировался у меня после наблюдения множества форм свободных образовательных систем, собирателен. В нем нет и не может быть прямых инструкций. Тем не менее, поняв законы развития таких пространств, можно говорить о педагогических приемах, которые эффективны или неэффективны.

У каждого клуба есть свои традиции, свои правила. Когда их создавать? В самом начале, когда в клубе все – новички и все свежо и ново? Или стоит подождать?

Представьте себе, что дети и взрослые находятся на отдыхе. Кто-то взял с собой мяч, предложил поиграть. Кто-то согласился, образовалась группа участников игры. И в этот момент инициатор игры говорит: «Прежде чем играть, мы должны обсудить и записать правила. У кого какие предложения?» Скорее всего большинство просто отойдут в сторону и займутся чем-то другим: люди пришли играть, а не писать правила.

В то же время, если вообще не говорить о правилах, могут возникнуть конфликты. Например, окажется, что люди играли в совсем разные игры. И если в этот момент предложить договориться о правилах игры (когда все уже получают от нее удовольствие), вряд ли кто-то уйдет.

Так же и при создании правил школьного клуба. Если особые правила еще никому не нужны, то зачем их обсуждать? А вот когда без них кому-то станет трудно или плохо (ситуация конфликта), можно начать ими заниматься. И этот процесс никогда не заканчивается.

Возможности школьного клуба

А теперь немного пофантазируем. Точнее, подумаем, каким может быть школьный клуб, чем там можно заниматься, чему учиться.

Клубы театральные, музыкальные, художественные очень распространены. В них занимаются искусством, а учатся, кроме того, и истории (например, просматривая интересные фильмы по истории искусств), и иностранным языкам (изучение искусства в разных странах может дать сильную мотивацию).

Туристические клубы различной направленности дают хорошую возможность каждому члену клуба заняться своей физической подготовкой (поход требует подготовки!). В таких клубах ребята и учителя изучают географию (маршруты походов – увлекательнейший материал), учатся излагать свои мысли письменно и устно (рассказ о походе – отдельное искусство, а можно и в стихотворной форме попробовать передать то, что прожил и прочувствовал).

Клубы иностранных языков – мечта многих школ. Хорошего учителя английского (французского, немецкого) для школы найти довольно трудно: в нашей стране люди, знающие иностранные языки, предпочитают получать не учительскую зарплату. Тем не менее клуб любителей иностранного языка может стать той незаменимой структурой, которая позволит снять языковой барьер (и у учеников, и у учителей), развить умение понимать иностранную речь, выражать свои мысли на другом языке – даже при отсутствии высококвалифицированного специалиста. В этом клубе взрослые и дети будут равны и даже могут поменяться ролями: многие ученики быстро начнут помогать своим учителям.

Просмотр фильмов на иностранном языке, их обсуждение может стать увлекательным поводом для общения. Непонятна речь? Можно просмотреть тот же кусок на русском языке или воспользоваться подстрочным письменным переводом (кстати, в странах, где английские и американские фильмы показываются по телевидению именно так, практически все жители спокойно говорят на этом языке). Просмотр фильмов с дублированием может стать хорошим материалом для анализа работы актеров, для обсуждения значимости интонации и движений тела. Клуб может запланировать и осуществить поездку в страну изучаемого языка, предварительно познакомившись (по литературе и видеоматериалам) с ее достопримечательностями. А слова песен! Молодежи так нравится подпевать знаменитым певцам, а для этого нужно и слова знать, и их перевод никому еще не помешал... Национальные блюда, музыка, просмотр фильмов, национальный юмор – все это сделает жизнь клуба интересной для всех его членов.

Рейтинг@Mail.ru