Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Вторая тетрадь. Школьное дело
Тихонова Елена

Как работать с родителями дошкольников

Чтобы они по-другому увидели своих детей

Успех приходит, когда родители что-то делают вместе с детьми, участвуют в работе, включаются в ситуацию ребенка. И это специальное направление работы педагога.

…Поляну Общения сделать легко. Берется холст, на него нашиваются кармашки – да-да, по типу кассы букв и слогов. Сколько детей, столько и кармашков. Потом из термомозаики (там такие нежные цвета!) изготавливаются красивые рамочки: в каждую вставляется фотография. Эти рамочки пришиваются к кармашкам. Всё. Можно общаться, вкладывая в кармашек записку, картинку или мелкие предметы. Такое опосредованное общение очень интригует детей. Письмо и чтение стимулирует.

…Можно сделать Книгу. Мы сделали Книгу про войну и мир. Я прочитала детям короткий рассказик «Семечки из отцовской котомки» – про то, как из арбузных семечек, которые оказались в сумке убитого на фронте отца, дети вырастили маленький арбузик и как мать делила его. Потом мы стали рисовать, и я увидела, что они все поняли. Я предложила папам написать то, что они хотели бы сказать своим детям о войне и о мире. Каждый ребенок с гордостью нес то, что написал папа. Мы читали вслух, а потом сложили всё в файлы: рассказ про семена, рисунки, письма наших пап – получилась Книга, которую часто листают и понемногу почитывают.

…Часто делаю так: прошу родителей записать за ребенком его рассказ о том, что он нарисовал. Потом об этом рисунке говорят другие дети, пытаются понять, увидеть как можно больше – всем интересно сравнить свои наблюдения с замыслом автора.

…Можно конкурс домашний провести. Я написала крупно начало поговорки и попросила придумать свою концовку. Родители сначала говорили: «Ладно, ладно, не трудно», а уже на следующий день другое слышно было: «Ну и задание! Мы всей семьей сочиняли, всю родню обзванивали!». И хотя в этом деле не результат главное, а включенность в жизнь ребенка значимых для него взрослых, приведу несколько примеров. «Без труда… не построишь робота; не добраться никуда; не готовится еда; не вырастает борода». «Где родился, там и… сердцем поселился; Родина моя».

…Видеозаписи занятий просматриваем с родителями. Какой-то кусочек просмотрим – останавливаемся. У родителей вопросы: почему вы этот вопрос задаете? а как это он вам так говорит? как вы думаете, что это значит? Они со своей позиции смотрят, а мне хочется, чтобы они увидели ребенка по-другому, шире, глубже. Мол, мало ли что вы хотите сделать из ребенка, у него и свое что-то есть.

Тревога по поводу школы у детей большая. Мы как-то сидели у аквариума, и я предложила придумать истории про плавающую в нем рыбку. «Плыла рыбка, она приплыла в школу, и там начались ее мучения. А рыбка не хотела, ей бы плавать, и она десять дней не ходила в школу, а потом из-за мамы пошла».

«…Поступила рыбка в школу, училась, училась, училась, а потом перестала и опять зажила хорошо». Тогда я попросила родителей написать, как они пошли в первый класс. Читать про голубые бантики, любимые карандаши и обретенных на всю жизнь друзей всем было интересно.

Рейтинг@Mail.ru