Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №5/2007

Первая тетрадь. Политика образования
Кожурина Людмила

Открытый/закрытый код

Разрешить ситуацию с лицензированием программного обеспечения (ПО) для школ можно только на государственном уровне

Информатизация школ, как всем известно, началась с компьютеризации школ, обучения учителей, внедрения проектов. Процесс шел стихийно, зачастую силами талантливых самоучек, и об управлении им, как и о лицензировании программного обеспечения, никто не думал. «Пиратские» программы устанавливались повсеместно – в первую очередь из-за их дешевизны.
Однако после дела директора Поносова вдруг громко зазвучала тема лицензирования программного обеспечения. Начался аудит парка школьных компьютеров. И теперь Министерству образования и науки негоже сидеть набрав в рот воды.

«Не с тех начали»

В течение многих лет компьютеры поступали в школу с контрафактным ПО. Кто и когда их собирал, устанавливал программы – никто теперь сказать не может или не хочет. Куда проще спросить за чужие огрехи со школы.

Теперь педагоги, еще не успевшие порадоваться компьютерным поставкам, разводят руками: что делать? Где-то опечатывают компьютерные классы. Где-то лихорадочно изыскивают средства: ведь есть школы, учебный процесс в которых целиком построен на ПО Microsoft.

«Пока еще пишу вам из школы, – сообщает нам учитель информатики из Поволжья. – Ситуация с лицензионным ПО анекдотическая. Если на федеральном уровне подумали о компьютерах, то почему не задумались о программах для осчастливленных школ, в массе своей нищих. Наши начальники решили подстраховаться, и мы хоть завтра все отключай и закрывай: в соответствующем письме сверху рекомендуется немедленно прекратить использовать нелицензионное ПО. Теперь, конечно, только школы-миллионеры купят что могут. В нашем районе в двух школах из двадцати что-то лицензионное есть, да и то чисто случайно попало».

Находятся и смельчаки, уверенные в том, что снаряд дважды в одну воронку не падает. Они работают, как работали, ссылаясь на заявление, опубликованное на веб-сайте Microsoft: «Мы не ставим целью преследование директоров или учителей, наш главный приоритет – помощь школьникам и преподавателям в получении тех навыков, которые необходимы в XXI веке».

А если поменять операционную систему?

Есть очень дешевый и честный вариант сохранения информационной образовательной среды в школе – отказаться от использования Windows и перейти на другие операционные системы (ОС): Unix или Linux. Программный код Windows – главный секрет компании Microsoft; программные же коды этих систем открыты, Unix и Linux не требуют лицензирования.

При этом операционная система Windows поставляется в фиксированной конфигурации с минимальными возможностями. Все специализированные программы – текстовые, графические редакторы, прочие – нужно оплачивать отдельно.

Если взять, например, Linux, картина получается совсем другая. Все программы, написанные для этой операционной системы, автоматически получают статус «свободного доступа» для пользователей. Соответственно здесь нет «фиксированного вида поставки»: любой желающий может сам собрать установочный диск с нужным ему набором программ или заказать его в Linux-центре. Причем никакой лицензии установка с такого диска требовать не будет.

Конечно, «переехать» на Linux сразу невозможно. Но есть форум «Линукс в образовании»: http://linuxed.ru/node/30; тематические обсуждения ведутся в Живом журнале: http://ivlad.livejournal.com/184754.html. Есть головной сайт http://www.asplinux.ru.

Для удобства прохождения школьной программы по информатике, для подачи отчетов в программах, работающих под Win-платформой, поверх Linux поставить эмулятор Windows XP, он лицензии не требует. Однако тут на пути вырастает мощнейший барьер, психологический. Педагоги против: «Как? Только привыкли и снова переучиваться? Ни за что!»

Или все-таки остаться с Windows?

Хорошо. Рассмотрим вариант с лицензированием уже установленной Windows XP Professional. Здесь стоит учитывать, что недавно компания Microsoft выпустила новую версию Windows – Windows Vista. Соответственно цена на лицензию XP Professional теперь понизилась, и можно взяться за подсчеты, благо схема и калькулятор есть тут же, на сайте.

Допустим, у вас 20 компьютеров с Win XP Pro. Заказываем 20 OEM-лицензий на Win Starter Edition. Параллельно заказываем 20 лицензий на Win Vista Business Upgrade по программе Academic Open License – суммарная стоимость 2240 долларов, примерно 65 тыс. рублей. Заметим, это лицензии только на операционную систему. Пакет Office должен быть оплачен отдельно. Правда, есть второй вариант: использование другой программы скидок, Academic School Agriment. При расчете на те же 20 компьютеров разовый платеж получается меньше – 1700 долларов (50 тыс. рублей). Но лицензия действует только год, после этого ее нужно продлять, а продление стоит 740 долларов. Зато эта лицензия распространяется и на Office. В общем, считайте, думайте...

Стандартизация школьного ПО

Это было бы идеальным решением. Но ни о каких шагах Министерства образования и науки по созданию такого стандарта никто пока не слышал. Зато громко заговорили оставленные на произвол судьбы школьные информатики: «Вариант использования ОС Windows, – пишет нам системный администратор московской гимназии, – обременителен финансово. Использование бесплатных программ ОС Linux встречают в штыки работники школы, да и на обслуживающий компьютеры персонал ложится тяжелое бремя. Но ведь есть же классическое средство решения проблемы! Заказчик, Министерство образования и науки РФ, формулирует условия (компоненты, графическая оболочка, общероссийская школьная сеть, обучение школьного техперсонала) и объявляет тендер среди разработчиков ПО. Разработчик-победитель под контролем заказчика собирает соответствующий требованиям пакет программ, диски тиражируются и рассылаются по всем российским школам. Все школы устанавливают программы на свои компьютеры, и мы получаем наконец-то стандартное школьное ПО. Это даст нам массу плюсов: четко определятся требования к техперсоналу, разработчики школьного ПО смогут ориентироваться на конкретную ОС, будут сняты проблемы с использованием «пиратского» ПО, возникнет возможность создания общероссийской школьной сети. Сколько можно существовать без общешкольного информационного пространства?»

Все верно. Только ведь не директора и не школьного системного администратора это дело, а государства – выбрать, что предпочесть: закупку общероссийской образовательной лицензии на Windows и Microsoft Office (огромные деньги и пожизненная кабала) или объявление тендера на разработку унифицированной школьной ОС среди разработчиков программ для ОС Linux.

Рейтинг@Mail.ru