Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Людмила КОЖУРИНА

«А давайте обсуждать практику!»

Потребность в проговаривании своих педагогических позиций,
их уточнении и осмыслении становится все ощутимее

Февраль. В разгаре городские и областные научно-практические конференции учащихся, конкурсы исследовательских работ, большие предметные олимпиады. Учителя не знают покоя: ни свободных вечеров, ни выходных, потому что теперь деятельность школьных методических объединений всецело направлена на достижение результата. Всей кафедрой решают: кто, с кем, каким образом будет представлять школу. Казалось бы, хорошо: наконец-то у школьных методических объединений, которые уже почти зачахли на никому не нужных собраниях, появилась реальная цель. Но выполняют ли МО при этом свое истинное предназначение, являются ли площадками, удовлетворяющими потребность педагогов в глубинном профессиональном общении? Нет, пожалуй. Места, где можно поделиться наблюдениями, обсудить случаи, рассказать о своих трудностях и удачах, выслушать рассказы коллег, у учителя как не было, так и нет. Словно ему на роду написано – жить в потоке исчезающих невыраженных ощущений. Словно не положено ему это: задумываться о деталях, обращать внимание на свое отношение к происходящему, вглядываться в себя. Словно только и ждут от учителя прямых, хорошо сформулированных суждений. А ведь за ними нет-нет да и промелькнет отчаяние пустоты…

Ситуация, когда с учителя спрашивают несвойственную профессии работу, а его специфически педагогические деяния никого, кроме разве учеников, не интересуют, весьма драматична. Она требует рассказа, понимающего слушателя, умного собеседника. Где их взять? Примеры есть. Об одном мы хотим рассказать

Пространство встреч

...Они собираются вместе с прошлой весны, но еще не знают, как назвать эти собрания – учительским клубом, посиделками, Средами или Пятницами. Для клуба важно членство, а люди сюда приходят из разных школ, незнакомые или малознакомые, – когда кто может и хочет. Посиделки – они ведь о том о сем, а здесь только про школьную событийность говорят; опять же график плавающий, к определенному дню недели не привязывается, как договорятся. Единственный формальный стержень этих встреч – обязательная видеосъемка. Каждый вздох, взгляд, слово запечатлеваются в формате «avi», и любой участник может по окончании забрать с собой диск с разговорами этого дня, превращенными в культурный факт.

Герои же встреч – те микросюжеты, из которых соткана учительская жизнь, но которые почти никогда не воспроизводятся. Ведь что обычно рассказывает учитель о себе? «Я преподаю то-то, работаю по такой-то методике». Но мы ничего не поймем про человека до тех пор, пока он не начнет рассказывать о живых ситуациях. О том, чем гордится, о чем сожалеет, что запоминает.

«Кому это надо?»

Вопрос, который первым приходит в голову. Второй: «Разве это на самом деле интересно?». Предписывающий стиль обращения, инструментальный взгляд на учителей во многом формирует их самоотношение, хотя подчас это совершенно непереносимо: везде общие слова про общие дела. А здесь в самом начале встречи говорят: «Педагогика – конкретный продукт, предметность. Обобщение, тенденции – это потом. Сначала – конкретная картинка. Эти картинки мы все время создаем, но сами не видим их, не собираем. Однако это гигантское невозделанное пространство. Именно через эти сюжеты мы сможем изменить саму парадигму педагогической науки».

Вот такая цель – ни больше ни меньше – ставится перед педагогами. А по мере течения разговоров оказывается, что каждый разговаривающий и слушающий обретает собственную цель своего присутствия. Завуч, например, говорит: «Цели, этапы, формы – с этим я иду на урок к учителю. Но я давно знаю, чем дышит каждый, в чем силен, какие у него слабости. Мне неинтересно. Шаблон работы с учителем себя исчерпал, но мы продолжаем находиться в заданных границах: хороший учитель, требовательный, уроки у него хорошие. А садишься писать представление – нечего сказать. Сегодня я смутно ощутила очертания новой модели работы завуча. Не анализ делать, а создавать педагогический портрет учителя. Но это совсем другие формы оценки работы, другое общение».

Заархивировать свой день

На самом деле это совсем непросто – рассказать о событиях сегодняшнего дня. Много всего произошло, а вот что значимо, что нет? Все помнится, но что-то же выделяется? Работа выбора сама по себе нелегка, а в обстановке публичности тем более. «Что нужно? – спрашивает натренированный школьными собраниями учитель. – Из методики или из психологии?» Наш учитель всегда готов к теоретическому докладу или к лекции. Умные слова защищают от необходимости осознать собственную уникальную педагогическую реальность. А ведь она есть у любого из нас, не только известного и признанного.

И вот учитель слышит: «Просьба простая: у вас сегодня были уроки – что случилось?» Учитель надолго задумывается и наконец переключается: «Ах, это! Дети неподготовленные приходят. Класс постоянно не готов, и мне приходится выкручиваться. Внедряться в их жизненную ситуацию». Далее следуют подробности хода урока в неподготовленном классе, предъявляется нечто вроде протокола наблюдений: видны все микродетали изобретательской деятельности учителя. И это уже не разговор про школу вообще, не грубые широкие мазки, а тщательно прорисованная миниатюра, живая картинка: то, что изнутри казалось мелким, будучи рассказанным, выглядит крупно и целостно.

Тот, кто распаковывает случаи

Безусловно, эти случайные, необязательные истории интересны и сами по себе; конечно, они важны для рассказчиков и слушателей. Но этим действие не исчерпывается: во главе бесе- ды – модератор-ведущий. Он следит в первую очередь за чистотой жанра: только картинка, без обобщений и рассуждений; только искренне, без позы и самолюбования. Иначе он не сможет быть точным в своих комментариях, которые, в сущности, и составляют сердцевину события этих встреч.

Что, собственно, происходит? Учителям предлагается высказаться не так, как они привыкли высказываться: не в целях образования, как на уроках. Не для отчета перед проверяющими. И не для оправдания перед самим собой, ибо учитель постоянно чувствует свою ответственность, формируя общество будущего. А просто рассказывать о своей жизни на уроке.

Комментарий ведущего задает определенный ракурс: давайте перестанем на время думать и говорить о нашей огромной ответственности. Давайте подберем слова, чтобы обосновать наши интуиции, ведь до сих пор никто не брался объяснить учителю, что он правомочен делать то, что делает ежедневно, что эта правомочность объясняется нашей ролью. Давайте станем ощущать себя специалистами. Ведь профессионал тот, кто может обосновать свою жизнь на уроке.

Рейтинг@Mail.ru