Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №4/2007
Первая тетрадь
политика образования

ФАКТЫ. СОБЫТИЯ. ТЕНДЕНЦИИ
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Закон об АУ дополнят законом
о бюджетных учреждениях

Об этом стало известно на расширенной коллегии
Федерального агентства по образованию (Рособразования),
посвященной подведению итогов работы за 2006 год

В ведении Рособразования находятся все образовательные учреждения федерального подчинения. А в прошлом году у этого ведомства появилось новое направление работы. Через него проходили все средства, выделяемые на приоритетный национальный проект «Образование» (ПНПО). Рособразование отвечало также за подготовку конкурсной документации по всем направлениям ПНПО, экспертизу заявок, оформление контрактов с поставщиками оборудования.

– Мы набили много шишек, но надеемся, что в этом году их будет гораздо меньше, – обрисовал работу своего ведомства руководитель Рособразования Григорий Балыхин.

Со своей стороны ректоры вузов – победителей нацпроекта отчитывались, на что они потратили полученные гранты.

Из 5 млрд рублей общего призового фонда и 1,6 млрд софинансирования – 3,55 млрд рублей было потрачено на приобретение современного научного оборудования, 1,2 млрд – на создание новых учебных программ и только 0,25 млрд рублей – на повышение квалификации профессорско-преподавательского персонала.

Не теряли времени даром и те вузы, которым не удалось попасть в когорту лидеров.

Их главными спонсорами стали работодатели, руководители крупных предприятий, заинтересованные в притоке квалифицированных кадров. И пусть они инвестировали в развитие вузов значительно более скромные суммы, нежели государство в рамках ПНПО, эффект от сотрудничества с ними ректоры оценивают очень высоко.

Однако в ходе обсуждения выяснилось, что вскоре вузам не удастся потратить внебюджетные средства ни на строительство технопарков и бизнес-инкубаторов, ни даже на покраску стен в аудиториях.

Дело в том, что Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс (БК), согласно которым внебюджетные средства пойдут в доходы бюджета, и распорядиться ими вузы (техникумы, школы) и другие бюджетные учреждения не смогут даже через посредство казначейских органов.

Как уже писало «ПС», для желающих зарабатывать остается, по сути, один вариант – менять статус на автономное учреждение (АУ).

– Никто насильно загонять в АУ не будет, – заявил Григорий Балыхин. – Поправки в БК пока не одобрены правительством. Принято решение установить для образовательных учреждений переходный период до 2011 года, когда будет принят закон о бюджетных учреждениях.

Однако ректоры все равно забеспокоились. И предложили создать при Рособразовании рабочую группу по автономным учреждениям. Григорий Балыхин эту инициативу одобрил.

Помимо свобод экономических вузы постепенно лишаются и некоторых важных демократических завоеваний – таких, как выборы ректора вузовским коллективом. По новому закону ректоры фактически назначаются вышестоящим ведомством.

С этой целью в прошлом году была создана Аттестационная комиссия Минобрнауки по рассмотрению кандидатур на должность ректоров государственных вузов, которую возглавили Андрей Фурсенко и ректор МГУ им. Ломоносова Виктор Садовничий. В качестве утешительного приза в состав комиссии наряду с чиновниками входят представители общественных организаций в соотношении 50 на 50.

По итогам первого заседания из 53 кандидатур было одобрено 35.

Вместе с тем в вузах продолжается сокращение количества бюджетных мест: в прошлом году их стало на 9,2% меньше. Причем в числе секвестированных оказались такие направления подготовки, как металлургия, машиностроение и металлообработка, морская техника, сфера обслуживания, архитектура и строительство, образование и педагогика, геология, разведка и разработка полезных ископаемых. Очень трудно поверить в то, что спрос на эти специальности падает и государству такие кадры больше не нужны.

Несмотря на рост расходов на сферу образования (только затраты на ПНПО по сравнению с прошлым годом увеличились на 168,7%, достигнув 48,6 млрд рублей), в отрасли остается масса нерешенных проблем, связанных с социальной защитой учащихся. Это – льготный проезд на городском транспорте, санаторно-курортное лечение студентов, льготное питание, жилье для детей-сирот, обеспечение местами в общежитиях иногородних студентов, число которых заметно увеличилось в связи с введением эксперимента по ЕГЭ.

Рейтинг@Mail.ru