Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Третья тетрадь
детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ
 

Записала Елена ИВАНИЦКАЯ

Какой может быть профилактика?

Здесь важно исследовать не только то, почему одни соглашаются употреблять наркотики, но и то, почему другие отказываются

Депутаты Госдумы и представители органов Госнаркоконтроля недовольны результатами антинаркотической пропаганды и предлагают резко усилить профилактическую работу со школьниками.
По просьбе «ПС» директор региональной общественной организации «Взгляд в будущее» Алексей Хмыров, ученый-педагог, волонтер Общества помощи наркоманам Александр Мелихов и психолог фонда «Береги себя» Елена Гришина объясняют, почему буксует профилактика.

Алексей Хмыров. Когда говорят, что антинаркотическая профилактика у нас слишком слабая, это верно и неверно. Конечно, тотальной, с привлечением всех ресурсов, системной профилактики действительно нет. Но профилактическая работа в школах ведется, и бывает достаточно действенной. Идеальная профилактика, на мой взгляд, должна быть целостной. Не так, чтобы отдельно о вреде наркотиков, а отдельно – «Не лезь на кран на стройке!». Решать проблемы рискованного поведения детей нужно в комплексе.

Елена Гришина. Погрозить пальцем: «Ты смотри, не колись!» – это не профилактика. Разговор о духовных ценностях, о нравственности, конечно, важен и нужен. Но и это не профилактика.

Александр Мелихов. Специалисты уделяют много внимания причинам, по которым подросток втягивается в наркопотребление. Не спорю, это необходимо. Но не менее важно понять, почему другие подростки твердо отказываются от наркотических соблазнов. К сожалению, такая работа только начинается. Энтузиасты проводят исследования, обширные опросы. Но каких-то методических наработок скоро ждать не приходится.

А.Х. В каждую наркоманскую компанию попадают до 15 подростков: кто-то поставляет, кого-то «подсаживают». Эти группы еще и пересекаются между собой: один и тот же заинтересованный проныра может входить в несколько разных групп. Наркоманами эти ребята станут не все, но полюбопытствуют многие. Как вы думаете, интенсивность профилактики должна быть одна и та же или разная при большем или меньшем количестве наркоманов?

Е.Г. Наверное, одна и та же.

А.Х. Обязательно одна и та же! Количество юных наркоманов во дворе или в школе роли не играет. Оно может быть невелико. Но если пустить процесс на самотек, их появится гораздо больше. Ребята у нас неглупые, саморегуляция, конечно, идет. Но надеяться лишь на это безответственно. В школе специалистам нужно работать каждый день с каждым учеником, начиная с первого класса. Вот тогда будет эффект. Когда мы поработали в одной из петербургских школ в таком режиме, успех был просто поразительный. Я не оголтелый сторонник антинаркотического воспитания в школе. Оно было бы и вовсе не нужно, если бы семья, родители справлялись сами. Мы такому ребенку не нужны. Но многие родители вообще ничего не делают или пытаются, но не знают как.

Е.Г. Я, как и многие родители, тоже не хочу, чтобы семилетний ребенок знал, что на свете есть такая гадость, как наркотики. Но я знаю, что происходит в реальности. И если сегодня малыш ничего об этом не услышит, завтра ему, не знающему и не подозревающему об опасности, эту гадость подсунут. И он ее возьмет. Даже первоклассник должен знать, как сказать «нет», как повести себя в острой ситуации, чтобы не взять доверчиво таблетку, думая, что это глюкоза.

А.Х. Нужно, чтобы подросток прямо затвердил несколько несложных вещей. Если не хочешь стать придурком-наркоманом, то и не становись. Предложили – посылай подальше прямым текстом. Попал в компанию, где принимают наркотики, – собирай манатки и прочь оттуда. Компромиссов с наркотиками не бывает. До – все просто, понятно и выполнимо. После – вся страна не знает, что делать. Проблема на сто лет. Госнаркоконтроль прав: нужно усиливать профилактику. Но без крайностей. Любые резкие рывки здесь опасны.

А.М. Наркомания всего лишь следствие. Подросткам нужна перспектива, чтобы они не стремились в иную реальность с помощью наркотиков, потому что в настоящем им нечего делать.

Е.Г. Учителя и родители редко задумываются о том, что на место удовольствия, от которого они пытаются избавить подростка, нужно поставить какое-то другое. Необходимо, избавляя от чего бы то ни было, дать что-то взамен. И если взрослые не смогли или по-прежнему не хотят учить ребенка нормальным человеческим удовольствиям, никакой альтернативы наркотикам у него не будет.

А.М. Я часто выступаю в школах, подолгу разговариваю с ребятами. Слышу, как они мечтают об интересной, осмысленной жизни, о важном, увлекательном деле. Кому-то, правда, все равно, кто-то шепчется и ждет окончания мероприятия. Но человек пять слушают с горящими глазами. Значит, я, математик, пришел и смог увлечь нескольких ребят. Пусть завтра в школу придет врач и увлечет свою пятерку. А послезавтра – спортсмен, бизнесмен, строитель, моряк, актер... Универсального идеала для всех дать нельзя, но подыскать энтузиастов своего дела, которые смогут увлечь ребят, не так уж трудно. И тогда чудо возможно. Как сказал популярный у молодежи певец Ник Кейв: «Войти в студию и испытать чувство, от которого впадаешь в настоящую зависимость, когда что-то происходит с химией твоего тела. А остальное не имеет значения».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru