Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №3/2007
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Записала Людмила КОЖУРИНА

Дни точного учебного языка

23 февраля древние римляне начинали праздновать терминалии. Во время праздника они восхваляли великого Термина – бога границ – и уточняли границы своих земель перед весенним севом. Терминалии завершались 28 февраля.

Новокузнецкие педагоги решили возродить этот древнеримский праздник, посвященный богу границ Термину. К такому решению их подвигла беспрецедентная терминологическая невнятность школьных учебников по общественным дисциплинам. Но как восстановить традицию уважительного отношения к границам? Ведь термины – это границы!

С 1994 года в Новокузнецке терминалиями стали называть ежегодные школьные олимпиады по экономике и праву. Среди работ, представляемых учениками, немало исследований, посвященных уточнению ходовых терминов, об истинном значении которых мы давно уже перестали задумываться.

Из исследования Антона Андреева, школа № 79: «Я решил сопоставить и проанализировать определение «цена» в наиболее распространенных учебниках по экономике. Но, вероятно, многие экономисты считают, что все и так хорошо знают, что такое цена, поэтому во многих книгах определение цены отсутствует... Там же, где определения встречаются, выделяются типичные неточности… Их следует корректировать, поскольку неточность определений ведет к неправильному пониманию и далее – к ошибочным действиям...» (Анализировались распространенные в школе учебники Василевского, Липсица, Мамедова и др.) 

Из работы Дениса Зенчука, школа № 26: «Мы начали учить экономику в 9 классе, и нам  приходилось много зубрить. Понимание было туманное, поэтому зачетные работы мы скачивали из интернета. Но что будет, если начать задумываться? Например, слово «товар» определяется как материальный предмет. Но что такое «материальный предмет»? Вот я играю в компьютерную игру и покупаю за реальные деньги нужные мне виртуальные предметы. Их, выходит, можно считать материальными, потому что в учебнике написано: «Материальный предмет – полезный людям, ценимый как благо». В то же время яичница, которую мне поджарила мама, тоже ценимый и полезный людям материальный предмет, но ведь она не товар. Или товар? Я взялся собирать все определения товара и насчитал восемнадцать дефиниций… Выходит, только имущество, предназначенное для продажи или обмена, можно называть товаром. Но такого определения я нигде не встретил».

Из работы Анны Южаниной, гимназия № 70: «Существует большое количество определений рынка в учебниках экономики. Я просмотрела тринадцать учебников, экономических и толковых словарей и заметила, что все определения рынка можно разделить на метафоричные и буквальные определения рынка. В буквальном значении понятие «рынок» имеет два смысла: рынок-место и рынок – обменивающиеся люди. Путать эти определения очень опасно… Поэтому очень важно давать точные (буквальные) определения хотя бы ключевым экономическим понятиям».

Руководитель этих работ – Надежда Репина, учитель экономики. Она приглашает всех желающих принять участие в очередном интернет-турнире по экономике и праву. Терминалии проходят 23–28 февраля на сайте http://www.terminomika.ru/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru