Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ
 

Филипп МЕРКУЛОВ

Недотягиваешь – уходи?

Как помочь ученикам профильных классов подняться на новую образовательную ступень

В профильный класс, пройдя сито экзаменов и собеседований, собираются ученики разных классов, разных школ. Они попадают в новую, сложную ситуацию: незнакомые преподаватели, в том числе вузовские, читающие, может быть, блестящие лекции, но не умеющие приспособиться к темпу работы подростка; углубленные программы, большие объемы работы; вместо привычных школьных предметов непонятные курсы; необходимость выдерживать конкуренцию, заново создавать репутацию, завоевывать авторитет и у педагогов, и у одноклассников. И вот уже через несколько недель среди этих сильных, заинтересованных, мотивированных школьников появляются слабые, затем неуспевающие, прогульщики.
А там не за горами и первые отчисления...

Нужна помощь

Для преодоления стартовых трудностей, для успешной работы в нелегких условиях предвузовской подготовки старшеклассникам необходимо индивидуальное педагогическое сопровождение. К сожалению, это одна из наиболее сложных проблем старшей школы. О ней много говорят на педсоветах, но обычно сетуют на отсутствие возможностей и печальные последствия.
Самые ответственные и самоотверженные учителя приглашают двоечников и троечников на дополнительные занятия и героически решают с ними задачи, переписывают контрольные до позднего вечера. С минимальным положительным эффектом.
Недостаток педагогической под-
держки тщетно пытаются восполнить родители. По последним статистическим данным, они за истекшие 10 лет стали тратить в 30 раз больше времени на помощь детям в выполнении домашних заданий. Слишком занятые или подзабывшие школьную программу родители вкладывают немалые денежные средства в репетиторов. К сожалению, семья не всегда обладает достаточными образовательными или материальными ресурсами. А без помощи взрослых ребенку не удержаться в профильном классе, где к нему предъявляют высокие требования, но не помогают достичь необходимого уровня.

Организация группы поддержки

Поступление в профильный класс, высокий интеллектуальный уровень подростка, его заинтересованность в результате не означают отсутствия у него пробелов, индивидуальных особенностей восприятия. Вполне типичные, не связанные с предметом проблемы: неумение слушать, говорить, слабая техника чтения, письма. Поэтому стоит, не дожидаясь серьезных провалов или при возникновении первых грозных признаков неуспеха, организовать группы поддержки. Собираться такая группа (6–8 человек) будет раз в неделю. Обычно достаточно 2–3 месяцев, чтобы помочь школьнику. Состав группы и количество действующих групп будут меняться в зависимости от ситуации в классе (параллели). Руководить группой может преподаватель любого предмета, поскольку задача его не конкретную тему повторить, а научить ребенка работать в новых условиях.

Умею слушать

Первые два занятия такой группы – слушание друг друга. Атмосфера должна быть доброжелательной, располагающей к откровенности. Конечно, прежде всего учитель должен захотеть выслушать каждого ребенка. Не посоветовать сразу что-то простое, не упрекнуть (сам виноват), а дать возможность выговориться. Главная цель этих разговоров – чтобы каждый ребенок осознал свои учебные трудности и научился рассказывать о них, объяснять свои проблемы окружающим, в том числе родителям, учителям, одноклассникам. Поддержка невозможна без понимания. К тому же опыт слушания, внимательного, вдумчивого, пригодится и на уроках.
На третьем занятии ученики, как правило, могут соединить ожидания, стремления одноклассников и те трудности, которые лежат на пути к достижению цели. Именно тогда ребята готовы принять помощь педагогов и ровесников: они научились доверять друг другу. У них появилась надежда, потому что из ощущения общего неуспеха выплыли отдельные вполне решаемые трудности.

Умею говорить

Учитель делит группу пополам и раздает ребятам разные тексты (несколько отрывков по одной теме, можно предметной, а можно и совершенно посторонней, зато интересной, документы, статьи) и задание к ним: составить резюме, критический отзыв, аннотацию, план и т.п. Дается время на чтение и подготовку. Одна группа рассказывает другой, тем, кто не читал данной статьи, документа. Так обеспечивается взаимный интерес.
Учитель заранее записывает на доске порядок выступлений. Никто никого не вызывает. Просто каждый участник группы берет слово в соответствии со своим порядковым номером, указанным на доске, и коротко, громко (повторять и переспрашивать нельзя) рассказывает о прочитанном. Нельзя подглядывать в книгу, но можно пользоваться своими записями. Окружающие не имеют права перебивать. «Докладчик» должен четко обозначить конец выступления. Если следующему нечего добавить (повторяться нельзя!), он может сказать, так же громко, как и предыдущий ученик: мне нечего добавить к вышесказанному.
Когда все высказались, наступает время оценить выступления с точки зрения содержания и формы. Для этого на занятиях, слушая друг друга, и учитель, и ребята делают пометки в тетрадях. Полезный инструмент – диктофон, который в спорном случае позволит восстановить ситуацию. При оценке чужих докладов учитель советует использовать выражения, которые заранее записывает: я хотел бы добавить, уточнить, объяснить, оспорить, аргументированное выступление, важный момент выступления, доказательством является… Постепенно ученики осваивают культуру научной дискуссии.
Со временем можно предлагать и такое задание: ученик на пару минут выходит из класса, прослушивает собственное выступление и, вернувшись, дает ему оценку. Конечно, поначалу эти оценки будут довольно примитивны: хорошо сказал, нормально. По мере освоения культурной лексики, углубления в смысл прочитанного и услышанного критические выступления ребят станут более содержательными.
Такой опыт работы с текстами, опыт культурного диалога, поможет ребятам занять более активную позицию на уроке, вести диалог с преподавателем и одноклассниками, добиваясь понимания, а не просто пассивно пережидать время до перемены, до вечера, когда папа, мама, репетитор еще раз объяснят то же самое.

Умею писать

Группа делится на пары. Каждой паре дается текст, общий для всей группы. Ученики должны сформулировать и записать вопрос, отвечая на который можно раскрыть основную идею текста. Внутри пары обсуждается примерный вариант ответа.
Пара задает свой вопрос. Остальные участники группы отвечают на него, импровизируя или используя подготовленные аргументы, если получается. Впоследствии можно по заранее определенным критериям оценить качество вопроса (точность, однозначность, сложность, многоплановость) и ответа (подробность, аргументированность, содержательность, точность, выразительность, оригинальность). В конце занятия ученики записывают ответы, которые понравились им с точки зрения формы и содержания.
Конечно, умение писать совершенствуется гораздо медленнее, чем слушание и устная речь. Но за счет появившейся уверенности в себе и готовности работать есть шанс на продвижение и в этой области.

Темы для обсуждений

Полезно во время работы группы поддержки обсуждать проблемы, заявленные ребятами в самом начале занятий или возникшие на днях.
Обязательно нужно отмечать достижения участников группы за последний период (неделю, месяц, четверть) и трудности. Учитель может помочь ребенку увидеть, какие трудности связаны с пробелами в конкретном предмете, а какие – с более общими вещами: поведением, отсутствием базовых умений, волевыми качествами, эмоциями.
На одном занятии можно договориться с одним подростком (или сразу несколькими) о самом важном деле на ближайшую неделю, а на следующем занятии обсудить результат.
Есть важнейшие умения, которые хорошо бы обсудить и потренировать с учениками:
– умение организовать работу (планирование времени, фиксация сделанного, умение работать с учебником);
– умение выполнить задание самостоятельно (определить тему урока, выделить ключевые понятия, составить план, понять смысл задания, умение определить личный способ действия в данной ситуации);
– умение рассуждать (обобщать, анализировать, сопоставлять, проводить аналогии);
– умение запоминать (удерживать внимание, концентрироваться, оценивать степень своего внимания, выстраивать ассоциации, создавать условия для заучивания, вспоминать выученное).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru