Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №2/2007
Вторая тетрадь
школьное дело

МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ
 

В поисках качественных ресурсов

Создание курсов по выбору: удачные ходы и типичные ошибки

«Хорошо бы создать в интернете банк программ элективных курсов с соблюдением авторских прав».

Пожелание учителя, высказанное на форуме «Профильное обучение в школе»

Сегодня в сети Интернет можно найти элективные курсы по самой разнообразной тематике. Но, к сожалению, далеко не все они являются качественными. Интернет-ресурсы с элективами, прошедшими серьезную экспертизу, можно буквально пересчитать по пальцам.
Прежде всего следует назвать каталог элективных курсов на федеральном портале «Российское образование» http://www.edu.ru/. Здесь выложены программы элективов по шести образовательным областям: «Обществознание», «Естествознание», «Математика», «Филология», «Информатика» и «Технология». А также два курса, признанные лучшими экспертами конкурса НФПК: «История техники» (авторы: В.Хотеенков, Л.Иванова) и «Эффективное поведение в конфликте» (авторы: Б.Хасан, П.Сергоманов, Т.Привалихина).
Небольшие банки данных элективов содержатся на сайте Белгородского регионального института  повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов http://ipkps.bsu.edu.ru/ и Заочной распределенной многопрофильной школы Алтайского края http://school.uni-altai.ru/.
Можно отметить так называемый веер проб самоопределения ведущего научного сотрудника Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО П.Лернера. Пробы выложены на сайте «Общероссийская база трудовых ресурсов и идей «Потенциал 21»
http://www.potencial-21.ru/
И еще элективный курс для старшей профильной школы «Технология создания сайтов» доктора педагогических наук А.Хуторского и кандидата физико-математических наук А.Орешко. Этот ресурс размещен на сайте Центра дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru/. Но здесь, как и в случае проб самоопределения, за качество говорит не экспертиза, а авторитет авторов.
Вообще подходы к экспертизе авторских элективных курсов еще только-только начинают складываться. В какой мере учитель может самостоятельно определять тему и конструировать программу элективного курса? Если может, то на каком уровне такая программа должна проходить экспертизу? Под вопросом и обязательность самой экспертизы – она превращается в сложную, требующую больших затрат времени и усилий процедуру. Например, в Санкт-Петербурге «хождение по экспертам» включает в себя три этапа: утверждение курса на уровне школы, районного методического центра и городского комитета образования.
В ряде региональных центров уже есть опыт проведения конкурсов элективных курсов. Что же показал экспертный отбор?
Практически все эксперты говорят о стремлении авторов превратить элективный курс в «лишний час» для подготовки по базовому предмету. Примечательно, что согласно данным опроса, проведенного исследователем из Омска, кандидатом педагогических наук Викторией Бесценной, многие учителя затрудняются определить принципиальные отличия элективных и профильных курсов.
Красноярские эксперты, анализируя результаты конкурса элективных курсов, который проводился на городском фестивале образовательных программ, акцентируют внимание на том, что «тематика элективных курсов определяется, исходя из интуиции или возможностей образовательного учреждения, недостаточно учитываются образовательные потребности и интересы учеников».
Кстати, исследование Виктории Бесценной выявило и отношение старшеклассников к элективам. Ученики профильных классов омских школ отмечают низкую практическую, профессиональную направленность содержания курсов по выбору. Ребята высказали пожелание заранее познакомиться с вариантами предлагаемых элективных курсов, аннотации которых могли бы быть представлены в виде красочных буклетов. Особенно интересует старшеклассников специфика вида деятельности, который будет для них ведущим в случае выбора конкретного курса.
Какие еще недостатки характерны для элективов? В большинстве программ не выдерживается формальная структура курса: пояснительная записка с указанием новизны, актуальности, целей и задач, особенностей, возраст детей, сроки, формы занятий, ожидаемые результаты, система оценивания; учебно-тематический план: перечень тем, количество часов, формы занятий, приемы и методы организации образовательного процесса, формы подведения итогов; список литературы, перечень учебно-методических, материально-технических средств.
Эксперты указывают также на общую перегруженность программ, которые, как правило, требуют для реализации слишком много учебного времени.
В этой связи Ольга Логинова рекомендует при написании элективов использовать модульный подход: создавать каждый курс в виде нескольких самодостаточных блоков. А начинать лучше с небольших по времени курсов, рассчитанных на 8–10 часов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru