Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

В.А.Винокур
Уловки в споре
СПб.: Речь, 2005.

Некоторые книжки трудно читать как положено: от начала до конца. Начнешь перелистывать при первом знакомстве и застрянешь, а то и вообще прочтешь сначала последнюю главу. С этой книгой у меня получилось именно так. В конце собраны цитаты и афоризмы об искусстве спора множества авторов – от Сенеки до Жванецкого. Например, «Человека нельзя переубедить, заставив его замолчать». Или: «После того, как мы окончательно потеряли из виду цель, мы удвоили свои усилия». Отказать себе в удовольствии, закрыть и вернуться к началу невозможно. Да и в других главах то и дело натыкаешься на точные и забавные высказывания, выделенные шрифтом.
Только после этого увлекательного «выковыривания изюма из булки» мне удалось приступить к рассказу о том, что такое конструктивный спор, чем спор отличается от дискуссии и как правильно вести себя в этом виде коммуникации.
Оказывается, спорщик может использовать множество уловок, логических и психологических. И про каждый такой прием автор объясняет (опять же с использованием множества цитат и историй): в каком случае применяется, как выглядит и как ему можно противостоять. Иногда серьезно и подробно, иногда смешно, но тоже очень точно: «Если ваш оппонент задает вопрос по существу спора, молча уставьтесь на него, как на сумасшедшего. Когда он в замешательстве отведет взгляд, задайте ему его же вопрос».
Перечислив множество уловок, автор переходит к стратегиям поведения тех, кто ведет дискуссию. Они бывают четырех типов: подавизм, дурманизм, устрашизм, путанизм. Из названий понятна суть каждой стратегии. Про каждую мы узнаем, как именно действует подавист или устрашист, что из этого получается, и самое главное, как распознать каждого и как ему противостоять. Ибо «Существует два способа достижения цели: с помощью собственных ума и знаний или путем спекуляции на чужой глупости и невежестве».

Вирджиния Экслайн
Развитие личности в игровой терапии
М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.

Это книга из серии «Как стать психологом», но может пригодиться учителям и родителям. Мы ведь мало того что плохо представляем до сих пор сферу компетенции школьных психологов, но почти ничего не знаем о том, что происходит в процессе работы хорошего психолога с ребенком.
Это не заумно изложенный учебник, а художественно и увлекательно написанная история о работе с мальчиком, страдающим аутизмом. Начинается рассказ с ситуации: ребенок неадекватно ведет себя в школе; замкнут, иногда даже возникает мысль об умственной отсталости; время от времени устраивает истерики. В семье куча проблем. Увы, история, знакомая многим педагогам.
И на протяжении всей книги мы следим за тем, как автор сначала знакомится с ребенком, наблюдает за ним, за его поведением и взаимодействием со школьными педагогами. А потом постепенно и осторожно с помощью игровой психотерапии старается помочь ему стать более уверенным и самостоятельным.
Конечно, прочитав это описание, читатель не сможет освоить даже азы игротерапии. Да это и не нужно. Я бы не взялась повторять какие-то приемы, описанные в книге, потому что каждый шаг взаимодействия встроен в совершенно определенную ситуацию. И автор подробнейшим образом описывает этот контекст: что делал и говорил ребенок, как выглядел при этом, что сказала и подумала сама Экслайн, на какой результат рассчитывала.
Наверное, в этом и есть главная педагогическая ценность книги. Нам увлекательно и понятно рассказывают, как можно и нужно смотреть на ребенка, какие мелочи могут оказаться существенными.
А в конце каждой главы, описывающей очередную встречу, автор говорит об изменениях, которые она принесла. И очень часто выводы касаются закономерностей развития любого ребенка вообще, а не только страдающего аутизмом.
И наконец, книга интересна не только как пример бережной и эффективной работы с ребенком, но и как образец описания собственной практики. Описания живого, неформального и в то же время очень точного, подробного и осмысленного.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru