Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОРИЕНТИРЫ
 

Из выступления Сергея ПОЛЯКОВА,
доктора педагогических наук (г. Ульяновск)
на Всероссийском научно-практическом семинаре
«Организация воспитательного процесса в школе»
Записала Елена КУЦЕНКО

Как оценить воспитательную работу в школе?

Главное, чтобы подход был не технологическим, а содержательным

Государство обратило пристальное внимание на воспитание в школе. А что это значит? Увы, лишь то, что школу просто назначили ответственной за исправление всех недостатков современного общества. А для пресечения педагогической «халатности» даже выдумали измерять уровень воспитанности.
Что ж, отчитаемся. Жаль, конечно, тратить время на составление бумажек. Лучше это время потратить на реальный анализ воспитательной ситуации в школе. Кстати, а как его проводить?
В воспитании ведь эффекты непредсказуемы и отсрочены, а результаты… Что, собственно, считать результатами воспитания?
Есть несколько точек зрения на эту проблему.
Мы представляем сегодня одну из них.

Ресурсы

У любого завуча по воспитательной работе время от времени возникает необходимость проанализировать воспитательную ситуацию в школе. В первую очередь, когда он только вступил в должность: чтобы эффективно строить работу, прежде всего нужна диагностика школьной воспитательной реальности.
Сегодня в качестве этой диагностики чего только не меряют: от уровня внимания школьников до уровня доходов семей. Особенно если психолог воспринимается в школе как «главный по тестам».
Если же диагностика предназначена для пользы дела, список должен быть минимальным, а пункты его – существенными. Она должна охватывать все ресурсы школьного воспитательного потенциала: собственно школа, педагоги, администрация, материально-техническая база и среда, в которой существует школа. В каждом блоке выделим по три критерия.
Школа. Воспитательный потенциал ее будет тем выше, чем больше в ней учится ребят с разными интересами: спорт, туризм, кружки, театр. Тут важно слово «разные»: если в школе все поголовно увлечены театром или классической борьбой и даже побеждают в конкурсах, это не приносит очков именно этому пункту диагностики.
Отношение к школе тоже сильно влияет на ее воспитательные возможности. Все знают школы, где без особых парадных мероприятий вырастают хорошие ребята. Бывает и наоборот: план воспитательной работы ломится от праздников, смотров, бесед, а результат оставляет желать лучшего. Тут дело в том, любят ли дети школу. Если да, то воспитывающими становятся и уроки, и перемены, и общение после занятий.
Третий пункт в школьном блоке – то, что раньше называлось активом. Сейчас больше принято говорить о лидерстве. Так вот, достаточное количество позитивных лидеров, школьных кумиров – это тоже воспитательный ресурс.
Педагоги. Как и в случае с детьми, хорошо, если у учителей много разных увлечений. И не важно, собирает ли кто-то марки, вышивает или выращивает цветы. Главное, чтобы взрослый не скрывал от коллег и детей свое хобби. В одной якутской школе вся воспитательная работа была построена на увлечениях педагогов.
Конечно, важно и то, как педагоги школы относятся к воспитанию. Учителя, считающие, что их дело – уроки дать, а с воспитанием пусть классный руководитель разбирается, тем самым сокращают воспитательный ресурс школы.
Не менее важна компетентность в сфере воспитания. Педагоги должны не только быть готовы, но и уметь действовать как воспитатели. Или стремиться к этому, осознавать знания о воспитательной деятельности как ценность.
Администрация. Для управленцев, как и для педагогов, важно отношение к воспитанию и компетентность в этом вопросе. Необходима еще и сработанность команды. Если директор и все его заместители демонстрируют разные ценности, цели, требования, воспитательный потенциал становится негативным: учителей и детей постоянно «раздергивают» в разные стороны.
Материально-техническая база. В школе, планирующей построить воспитательную работу на каком-либо виде деятельности, нужно обеспечить материальные возможности для этого. Наивно было бы, например, затевать школьный театр там, где нет актового зала, осветительных приборов, возможности купить или сшить костюмы.
Немаловажный ресурс для воспитательной работы – множительная техника. Одно дело, когда классный руководитель и зам по воспитательной работе от руки рисуют и пишут приглашения, афиши, анкеты, опросники – как подумаешь про объем работы, руки опускаются. И совсем другое – если это делается одним нажатием кнопки.
Нужно учитывать и такую очевидную вещь, как пространство… Если в школе хоть в какой-то форме проклюнулось самоуправление, необходимо помещение для сбора ребят. Если вы хотите организовать общешкольный сбор, не обойтись без помещения, которое может вместить всех учеников и педагогов.
Среда. Главный компонент среды, окружающей школу, – это родители ваших учеников. Сейчас хорошим тоном стало проводить сложные опросы семей, создавать органы попечительства. Но главное для завуча по воспитательной работе – как родители относятся к школе. Если есть сочувствие и желание сотрудничать, это еще один плюс воспитательному потенциалу школы.
Какой бы хорошей ни была школа, нельзя не обращать внимания на степень криминальности окружающей среды. Согласитесь, это очень важно – можете ли вы спокойно провести вечером праздник на пришкольном участке. В этом пункте обычно заметно выигрывают сельские школы.
И последнее: насколько воспитательная среда открыта. Есть ли люди вне школы, к которым могут пойти посоветоваться педагоги. Это могут быть коллеги из других школ, специалисты ИПК или выход в интернет для профессионального общения.
Для первоначальной диагностики можно составить табличку: пять блоков по три пункта в каждом. И оценить каждый. Тогда в первом приближении станет понятно, на что вы с уверенностью можете опираться и над чем работать в первую очередь.

Работа учителя

– Как вы проверяете результаты воспитательной работы в классе?
– Да это и так видно: я знаю ребят и вижу, что с ними происходит.
– Но другим-то не видно. Они хотят какого-то отчета.
– Ну… пусть они мне поверят.
Наверное, каждому приходилось слышать подобные диалоги или даже участвовать в них. Действительно, хорошему педагогу и без формализованных отчетов многое видно. Он чувствует изменения в детях интуитивно. Интуиция – великая вещь, но иногда она обманывает. И хорошо бы ее время от времени проверять.
Итак, результат педагогической деятельности. В чем он заключается и как его можно отслеживать? В любой деятельности результат – это достигнутая цель. Особенность педагогической деятельности в том, что здесь есть цели достижимые и недостижимые. Например, развитие духовности. Вот у этого конкретного ребенка развилась уже духовность или нет? Или ставим мы цель «формирование вежливого поведения» и смотрим на ученика: в классе он вежливый, послушный, ведет себя корректно, дома создает проблемы, но не чрезмерно, а уедет к бабушке – отрывается на полную катушку. И что мы должны считать результатом? То есть, перед каждым педагогом стоит проблема реалистических целей. К тому же нужно научиться отчетливо их формулировать. Пока мы не научимся четко определять достижимые цели, нельзя будет всерьез говорить об анализе результатов.
Все воспитательные цели можно разбить на несколько групп.
Поведение. Многие учителя записывают в планах цели относительно формирования дисциплины или привития культурных норм. Это станет реалистичной целью, если заранее определить, где вы будете отслеживать результат: в школе (причем в школе при мне или в мое отсутствие) или на территории, прилегающей к школе тоже? А если вы собираетесь оценивать формирование вежливого поведения, договоритесь сначала об уровне, который будет считаться результатом. Если половина учеников ведет себя вежливо? Или 85%? Или абсолютно все?
Черты личности. Иными словами, развитие мотивации и реализация новых мотивов в поступках. В планах воспитательной работы это звучит как «формирование положительной мотивации». Это очень трудно оценить. В школах иногда предлагают анкеты, в которых продвижение ребенка по этому критерию оценивают родители, учителя, одноклассники, сами ребята. Это полная ерунда. Получается средняя температура по больнице.
Да и по поводу причины этих изменений большой вопрос. Школа склонна приписывать себе положительные изменения как результат собственной работы. Но позитивная динамика у ребенка может проявиться и вследствие внешних причин. Одна учительница работала с классом девиантных ребят, и вдруг один из них взялся за ум, стал учиться, поведение стало адекватным. Учительницу хвалили на педсоветах, она всюду рассказывала, какую работу вела с этим трудным. А потом оказалось, что у него отец бросил пить и в семье все стало нормально.
Но даже если поведение ребенка изменилось благодаря нам, тут тоже не все так просто. Педагог ведь имеет дело не с личностью ребенка, а с его активностью: мы общаемся, он просит о чем-то, мы откликаемся на его просьбу, поддерживаем инициативу. Но все это происходит вне его личности, и изменится ли личность, мы не можем знать и планировать. Мы добры к нему – и это может стать толчком к развитию его природной доброты. Но если этой склонности в нем нет, он в лучшем случае будет демонстрировать доброжелательное поведение, но добрым при этом не станет. А может лишь изредка, ситуативно, проявлять доброе поведение.
То есть педагог может говорить не о формировании, а о развитии природных, заложенных в ребенке черт личности!
Глубинные личностные характеристики. Они связаны со всевозможными само-: саморазвитием, самоопределением, самовыражением. Здесь мы тем более ничего не можем формировать, а в лучшем случае – запустить процесс.
Позитивный социальный опыт. Большинство воспитателей трактуют это как опыт взаимодействия, общения. Форм для этого придумано много: праздники, игры, тематические вечера. Но для грамотного анализа придется хорошо продумать последующее обсуждение. Например, после акции «Подарок другу» нужно спрашивать не о том, понравилось ли мероприятие, а «понравилось ли тебе дарить подарок?». Предложите оценить свое отношение по 7-балльной шкале (5-балльная в глазах школьников дискредитирована). И вы получите представление о мотивации ребенка. Для более глубинного анализа можно спросить, почему понравилось. Для удобства обработки результатов можно предложить несколько предполагаемых ответов.
Ценностные отношения. Подводить итоги по этому направлению своей работы лучше в конце года или полугодия. Для этого напишите список всех прошедших воспитательных мероприятий, раздайте ребятам и попросите отметить в первой колонке 3–5 самых интересных, а во второй – столько же самых демократических (художественных, патриотических – в зависимости от направленности вашей воспитательной работы). Потом нужно суммировать голоса и свести результаты вместе. Напротив названия каждого мероприятия вы увидите две цифры: проголосовавших за него как за интересное и количество тех, кто считает его самым с воспитательной точки зрения эффективным. Если обе цифры какого-то мероприятия совпадают, то есть интересно то, что значимо, организаторы молодцы. А если вторая цифра больше, ребята понимают: это важно, но им было неинтересно. С точки зрения воспитательной это промах педагогов.
Используя эту методику, нужно помнить, что анализировать результаты нужно регулярно. И отслеживать динамику. Если динамика положительная, воспитательный результат есть, каким бы незначительным он ни казался.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru