Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования


 

Максим ВЕТРОВ

ЕГЭ без альтернативы?

Похоже, законодатели не дадут ученикам права выбирать форму экзаменационных испытаний

В преддверии второго чтения законопроекта о ЕГЭ, назначенного на 19 января, противники единого экзамена пытаются заблокировать законопроект. Или по крайней мере внести в него поправки, снимающие монопольное положение ЕГЭ.
Правда, слаженных действий у ЕГЭ-оппозиции не получается.
Может быть, потому, что каждая группа преследует свои цели, иногда весьма далекие от собственно политики образования. И в этой ситуации законопроект имеет хорошие шансы получить одобрение депутатов во второй раз.

Протест вразнобой

Самое, пожалуй, неожиданное выступление против ЕГЭ было предпринято организаторами «Марша несогласных», прошедшего 16 декабря в Москве. В резолюции, обнародованной накануне марша, отдельным пунктом были прописаны требования касательно образования. Одно из них – отказ от повсеместного введения ЕГЭ вместо традиционных экзаменов.
Однако, судя по общему настрою резолюции, это скорее сугубо политический ход, нежели содержательный протест. Многие в обществе не одобряют
ЕГЭ – значит, впишем в резолюцию.
Еще один «неуд» единый экзамен получил от спикера Совета Федерации Сергея Миронова.
– Наших выпускников отличает широта кругозора, глубина знаний и наличие собственного отношения к изучаемому предмету, – заявил Миронов на встрече с победителями всероссийских и международных олимпиад. – Введение ЕГЭ по всей стране с 2009 года я считаю преждевременным и ошибочным решением.
По мнению Сергея Миронова, у ЕГЭ есть всего один плюс. Это возможность поступления в лучшие вузы страны талантливых детей из самых отдаленных уголков нашей страны. Неоднократно озвученный аргумент о том, что ЕГЭ станет методом борьбы с коррупцией в образовательной среде, Сергей Миронов назвал несостоятельным.
А дальше случился интересный сюжет. Сергей Миронов заявил, что законодатели на ситуацию с ЕГЭ повлиять не могут. Потому как якобы ЕГЭ вводится не законом, а подзаконным актом Минобрнауки!
…Из странного заявления спикера Совета Федерации можно сделать один вывод: законопроект о ЕГЭ получит поддержку и в Совете Федерации. Спикер просто заранее снял с себя ответственность и указал, что виновных следует искать по другому адресу.
– Процесс повсеместного введения ЕГЭ мог бы остановить мощный и внятный голос общественности, – заявил Миронов под занавес встречи.

К слушаниям не прислушались

Вскоре после выступления Сергея Миронова в Думе как раз прошли общественные слушания, посвященные ЕГЭ. Участвовавшие в них педагоги и директора школ заявили, что делать ЕГЭ единственной формой проверки знаний нельзя ни в коем случае. Говорили они не только от себя, но и от лица своих коллег и учеников, среди которых провели анкетирование на тему отношения к единому экзамену.
– ЕГЭ разрушает систему образования, – заявил председатель Совета директоров школ России Яков Турбов-
ской, – поскольку направляет все силы учителей на натаскивание и зубрежку в ущерб развитию и воспитанию детей.
Методист по истории из Москвы Алла Тувельман убеждена, что 25% школьников психологически не готовы выполнять задания в форме тестов, и среди этой категории есть как слабо подготовленные, так и одаренные ребята.
Учитель Рощинской школы Самарской области Николай Лыков, шесть лет принимавший участие в эксперименте, заявил, что «ЕГЭ обезличивает ученика».
Выступавшие говорили и о том, что КИМы составлены без учета многообразия школ (гимназий, лицеев, коррекционных учебных заведений). Не принимается во внимание и многонациональный состав российских школьников, для многих из которых русский язык не является родным. Задания по русскому языку одинаковы для всех.
Участники общественных слушаний составили резолюцию из двух основных тезисов.
Во-первых, законопроект о ЕГЭ принимать недопустимо, поскольку это нанесет непоправимый ущерб системе образования, а значит, и экономике страны.
Во-вторых, ЕГЭ можно рассматривать только как одну из возможных форм итоговой аттестации, но ни в коем случае – как единственную и обязательную для всех.
Организатор слушаний, заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке Олег Смолин, пообещал приложить все усилия, чтобы донести до депутатов мнения, прозвучавшие на слушаниях.

Альтернативы не будет

Такая возможность представилась скоро. Для подготовки законопроекта о ЕГЭ ко второму чтению при Комитете по образованию и науке создана рабочая группа, в состав которой вошли депутаты, представители Минобрнауки и Общественной палаты. На очередном заседании комитета группа предъявила результаты своего труда: более 40 поправок.
В обсуждении приняли участие руководитель Рособрнадзора Виктор Болотов, первый заместитель министра образования и науки Дмитрий Ливанов, ректор МГУ Виктор Садовничий, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов.
Одна из главных содержательных поправок – это увеличение срока действия свидетельства с результатами ЕГЭ до года. Если сегодня этот документ действителен с 31 мая по 31 декабря, то после вступления в силу закона этот период будет продлен до 31 мая следующего года.
Появились новые штрихи и в вопросе о дополнительных вступительных испытаниях. Согласно первой редакции список дополнительных экзаменов должно было утверждать Правительство РФ. Теперь появилась поправка: утверждает правительство, но на основе предложений образовательных учреждений, которые обязаны до 1 февраля объявить перечень дополнительных испытаний и правила их проведения.
Члены рабочей группы обсудили также вопрос об олимпиадах. Единогласно была принята поправка, согласно которой победители и призеры заключительного этапа международных и всероссийских предметных олимпиад принимаются без экзаменов в вузы на профильные направления подготовки.
Между тем в данную категорию попадают лишь десятки одаренных ребят, в то время как специалисты настаивают на расширении отбора талантливой молодежи за счет придания официального статуса межвузовским олимпиадам и профессиональным конкурсам.
Это предложение вызвало споры.
– В законе оговаривается, что порядок и условия проведения всероссийских олимпиад относятся к компетенции Минобрнауки, – заверил Николай Булаев, председатель Комитета по образованию и науке. – Оно вправе включить в их число межвузовские олимпиады и конкурсы.
– Составлять такой список – не дело чиновников, – возразил Дмитрий Ливанов. – Участие в этом должны принимать общественные организации.
Виктор Садовничий сообщил, что у него есть список примерно из 10 межвузовских олимпиад, которые проводятся на традиционно высоком уровне и результатам которых можно доверять.
– Благодаря этой системе удастся выявить примерно 5000 талантливых ребят по всей стране, – подчеркнул ректор МГУ.
Что же касается оппонентов ЕГЭ, то им не отстоять свои поправки. Так, зампред Комитета по образованию и науке Олег Смолин предлагал исключить из сферы ЕГЭ историю, обществознание и литературу. Ведь содержание этих дисциплин не укладывается в рамки тестов и не предусматривает однозначных ответов.
– Не случайно именно в КИМах по этим предметам больше всего нонсенсов, – считает Олег Смолин.
– Содержание КИМов – сфера компетенции профессионального сообщества, а не депутатов, – возразил Виктор Болотов. – А цитируемые в прессе «нонсенсы» просто выдуманы журналистами. Либо взяты из сборников для подготовки к ЕГЭ.
Провалилась и попытка Олега Смолина провести поправку, согласно которой ученику предоставляется право выбора – сдавать экзамен в форме ЕГЭ или по традиционной схеме.
Другой депутат, член КПРФ Михаил Заполев, предложил предусмотреть в законе возможность возвращения к традиционной форме вступительных испытаний, если ЕГЭ себя не оправдает. Однако и его не послушали.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru