Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОНТРОЛЬНАЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 

Филипп МЕРКУЛОВ

Что мы отмечаем, ставя отметку?

От ответа на этот вопрос зависят учебные успехи наших учеников

Сегодня вечером вы достанете из сумки пачку тетрадей с очередной контрольной, уже десятой по счету, предпоследней в этом полугодии. В сущности, итоговые отметки почти все ясны. И тем не менее, когда в ходе одного из педагогических исследований учеников средней школы спросили, объективно ли их оценивают педагоги, только 40% ответили утвердительно, и то относительно точных наук. В сфере гуманитарных предметов 70% опрошенных видят в оценках проявление учительского произвола. На второй вопрос: «Кажется ли вам, что ваше продвижение в предмете влияет на вашу оценку?» – сказали «да» лишь 25% в точных науках и 18% в гуманитарных. Если считать, что оценивание – это передача некоторого сообщения, коммуникация, следует признать полное отсутствие взаимопонимания. И снова мы возвращаемся к вопросу о том, что является целью оценивания.

Функции оценки

Обычно выделяют пять функций оценки: диагностика (анализ ситуации), прогнозирование (выработка индивидуального пути продвижения), методическая помощь (сопровождение процесса обучения, устранение недостатков), подведение итогов (связано с сертифицированием, выдачей диплома), ориентация (информация о состоянии дел, направленная вовне).
И если каждая отдельная отметка еще несет какой-то конкретный смысл, то итоговая оценка чаще всего становится просто средним баллом, выведенным из набора цифр. Именно по причине своей неинформативности, неясности (и в то же время огромной социальной значимости) итоговая оценка чаще всего становится причиной конфликта между педагогом и ребенком. А опыты оценивания или самооценивания с использованием заданных критериев часто лишь осложняют работу педагога и ученика и не приносят ощутимой пользы.
Лучший выход – пригласить детей к сотрудничеству в этом вопросе. Это имеет смысл делать, если вы готовы считаться с детской оценкой. Попробуйте обсудить критерии итоговой оценки вместе с учениками, дайте им возможность выработать принципы справедливой оценки. В ходе такого обсуждения ребята освоят эти критерии, а значит, смогут самостоятельно приложить их к собственной работе. Совместные принципы будут, возможно, более простыми, практичными, менее научными, зато более эффективными.
Предложите ученикам после выполнения определенной работы, в конце изучения темы или в конце четверти ответить на несколько вопросов: назови три самых лучших момента твоей работы, три главные трудности, с которыми столкнулся в процессе выполнения работы, три шага, которые надо сделать, чтобы улучшить результат, как оценить твою работу в целом.
Пусть ребенок выберет лучшую, с его точки зрения, часть работы (лучшие работы за какой-то период), объяснит, в чем ее достоинство (проявленная конкретная компетенция, умение, знание какой-либо области), а вы отдельно оцените именно эту выделенную учеником часть.
Можно суммировать оценки, поставленные за различные части работы, по заранее оговоренным критериям: понимание темы, логика, удержание плана, ясность стиля, аргументированность, оригинальность, точность вычислений, использование схем, таблиц, графиков, яркие примеры, почерк, выразительность представления….
Оценку можно повысить с учетом понимания учеником допущенных ошибок.

Капканы оценивания

Далеко не каждая наша оценка объективна. Вот некоторые проблемы оценивания.
Личностный фактор: усталость учителя заставляет его стать снисходительнее или суровее; сосредоточив внимание на от-
дельном критерии, важном лично для него (почерк, старание, грамотность), педагог завышает или занижает оценку в целом.
Влияние контекста: оценки разных частей работы взаимно влияют друг на друга, повышая или понижая общую оценку; не желая ни перехваливать ученика, ни обескураживать его, педагог неосознанно выставляет усредненный балл; на оценку данной работы влияет то, какую работу учитель проверял перед ней. Если слабенькую, то следующая работа покажется ему вполне приличной. И наоборот.
Взгляд со стороны: ученик, так принято считать, должен продвигаться вперед, и учитель ставит ему все более высокие оценки, особенно если ребенок старается; цели и критерии оценивания работы не совпадали изначально, поэтому оценка вообще не соответствует работе. Педагог хочет выглядеть суровым или снисходительным, поэтому регулярно завышает или занижает оценки.
Есть еще зависимость оценок от пола ученика (к девочкам снисходительнее словесники, к мальчикам – физики), от его поведения на уроке.
Словом, старый эксперимент с одной работой, по-разному оцененной разными учителями и даже одним учителем через некоторое время, лишний раз доказывает, насколько трудно по оценке судить о чем-либо.
Если мы осознаем эти несовершенства, мы станем более осмотрительны.

Советы осмотрительным

Еще раз спросите себя, что же вы оцениваете: знания и только знания? Умение ученика организовать свою работу? Умение писать и объяснять понятно? Все это вещи разного плана. Важно, чтобы ученики понимали вашу позицию, чтобы они могли рассчитывать на ваше понимание.
Проверив работу, обязательно прочтите ее еще раз целиком. Лучше даже после небольшой паузы.
Старайтесь обращать внимание не только на слова и цифры, но и на общий смысл, проявленное ребенком понимание сути проблемы.
Старайтесь как можно меньше суммировать оценки, даже если этого требует инструкция. Обращайте внимание на смысл каждой отметки. У них разная значимость для ребенка, для вас.

Слова вместо цифр

Во многих школах, особенно в младших классах, принято оценивать работу детей в четверти не только цифрами, но и словами: несколько фраз, написанных учителем в дневнике, в тетради, произнесенных на собрании или при личной беседе с учеником, с его родителями. Часто такие вербальные оценки приводят в недоумение и учеников, и их родителей: так плохо они сформулированы, так много в них недосказанного, так мало проявленных целей. «Маша добросовестно делает домашние задания, но она очень рассеянна, часто забывает учебник, тетрадь».
«Миша принимает активное участие в импровизациях и в нелегкой работе. Впрочем, решение уравнений пока ему не дается. Нужно постараться в следующей четверти!»
Учитель мечется между констатацией факта, желанием воодушевить, напугать, похвалить. Он старается передать информацию о трудностях, но обо всех сразу: и поведение, и психология, и методика…
Было проведено анкетирование сотен школьников и их родственников. Оказывается, ученики, как и родители, ждут информации предельно ясной, справедливой, личностно ориентированной («не то, что можно сказать каждому второму в классе»).
В первую очередь они хотят видеть в оценке характеристику проделанной работы (количественную и качественную), затем самого ученика (его способности, отношение), затем степень участия в уроке, во внеурочной работе. И только затем – оценку достигнутого результата. В качестве положительной оценки воспринимаются слова «серьезный», «достаточный», «хороший». В качестве отрицательной – «трудности», «недостаточно». Слова «средний», «спонтанный», «рассеянный», «сдержанный» понимаются слишком по-разному. Они могут указывать на недостатки, характеризовать личностную особенность или просто служить связкой для удобства формулировки. Поэтому, если учитель использует данные слова, он должен определенным образом выстроить контекст, уточнить свое высказывание.
Часто учительский комментарий сводится к одной фразе, привычно употребляемой педагогом и несущей в себе массу невербальной информации, не всегда адекватно прочитываемой учениками и родителями. Конечно, учитель бережет время, но такая фраза приобретает обезличенный характер. Ее и не могут адекватно воспринять, и не воспринимают как личностно обращенную.

Советы говорящим

  • Стройте высказывание от своего имени («я»).
  • Разделяйте информацию, обращенную к разным участникам процесса: это вы пишете, говорите для ученика, а это – для его родителей.
  • Старайтесь писать (говорить) законченными предложениями.
  • Отдавайте предпочтение глаголам действия.
  • Старайтесь точнее описать обстоятельства, стройте предложения с использованием дополнений и обстоятельств. Не просто «мало читает», а «мало прочел книг, включенных в список обязательного чтения для этого класса». Не просто «активно работает», а «работает активно в группе или над выполнением творческих заданий».

 

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru