Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТУПИКИ УПРАВЛЕНИЯ
 

Воспользуйтесь службой поддержки

Если ситуация требует детальной проработки или ответа на официальном бланке

В отсутствие единых по стране требований к процедурам аттестации учитель руководствуется местным Положением об аттестации, а чаще – устными разъяснениями и распоряжениями школьной администрации. И хотя нередко у него возникают сомнения в их правомерности, он не привык поднимать вопросы о своем правовом положении, социальной защите и поддержке. Между тем права местных чиновников в принятии решений не безграничны.

Хорошо, если «Типовое положение об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации», утвержденное приказом Министерства образования Российской Федерации от 17.06.93 г. № 256, размещено на портале вашего областного департамента или министерства образования; если в вашем регионе создана служба аттестации наподобие московской http://gsla.ru/ и вы можете получить ответ на любой вопрос по теме. А если нет?
На сайте Федерального центра образовательного законодательства (ФЦОЗ) в разделе «Вопросы–ответы» специалисты юридических служб Минобрнауки, Рособразования и Рособрнадзора собирают и обобщают вопросы по различным аспектам правового регулирования сферы российского образования. Типовые ответы, а также ответы на индивидуальные вопросы там периодически размещаются. Если вам нужен срочный официальный ответ, вы можете обратиться в юридическую службу ФЦОЗ по телефонам: (495)505-27-25 и 746-65-14. Или написать письмо по адресу: celmo@mail.ru.
Мы приводим самые актуальные вопросы и ответы с сайта.

Вопрос. Какие документы должен представить педагогический работник в аттестационную комиссию для аттестации?
Ответ. Согласно п. 3.2. Типового положения основанием для прохождения аттестации является личное заявление работника с указанием квалификационной категории, на которую он претендует, и с изложением обоснования своих притязаний. Неправомерно включать в территориальные положения требования к аттестуемым о предоставлении каких-либо других документов. Представление, характеристика на аттестуемого или другие документы при необходимости могут быть затребованы от руководителя образовательного учреждения непосредственно аттестационной комиссией, проводящей аттестацию.

Вопрос. Могут ли аттестационные комиссии каждого уровня (образовательного учреждения, районная (городская), главная аттестационная комиссия) или соответствующие органы управления образованием принимать свои положения об аттестации педагогических работников?
Ответ. Нет, не могут. На основе Типового положения (п. 1.1.) субъекты Российской Федерации разрабатывают территориальные положения, которые наряду с Типовым положением являются нормативной основой для проведения аттестации в районе, городе, образовательном учреждении. Территориальными положениями определяются форма и процедура проведения аттестации, деятельность аттестационных комиссий, сроки действия квалификационных категорий, порядок и условия, дополняющие и конкретизирующие Типовое положение.

Вопрос. Может автоматически присваиваться высшая категория педагогическим работникам, например, имеющим почетное звание заслуженного учителя или ученую степень кандидата, доктора наук или награжденным значками «Отличник народного просвещения» и др.?
Ответ. Типовым положением не устанавливается каких-либо преимуществ для отдельных лиц, проходящих аттестацию на присвоение квалификационных категорий, в том числе для имеющих почетные звания, отраслевые знаки отличия или ученые степени. Преимущества в таком случае могут устанавливаться территориальными положениями, так как право определять формы и процедуры аттестации согласно Типовому положению отнесено к компетенции субъектов РФ. Так, отдельными территориальными положениями предусмотрено освобождение таких работников от одного из направлений аттестации или присвоение им квалификационных категорий без ее прохождения.

Вопрос. Каков порядок оспаривания педагогическим работником решения квалификационной комиссии?
Ответ. В соответствии с пунктом 4.3 Типового положения об аттестации трудовые споры по вопросам аттестации педагогических работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам (КТС), судах в порядке, предусмотренном законодательством РФ. Следует иметь в виду, что обжалованию подлежат только вопросы, связанные с процедурой прохождения аттестации (например, отказ в приеме заявления, сроки прохождения аттестации, состав и полномочность аттестационных комиссий и экспертных групп, порядок голосования при принятии решения аттестационной комиссией и др.). Сама оценка соответствия уровня профессиональной компетентности работника требованиям к квалификации при присвоении ему квалификационной категории обжалованию не подлежит.

Вопрос. Возможно ли прохождение аттестации учителя на квалификационную категорию дистанционно? Если возможно, то каким образом?
Ответ. Порядок прохождения аттестации педагогическим работником государственного и муниципального образовательного учреждения определяется Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 26 июня
2000 г. № 1908 (зарегистрирован в Минюсте 24 июля 2000 г. № 2322). Данное положение не содержит требования о личном присутствии аттестуемого при проведении аттестации, кроме права присутствовать при принятии решения. Решение аттестационной комиссии, принимаемое в присутствии аттестуемого, сообщается ему сразу после голосования (п. 3.9.)

По материалам сайта
Федерального центра образовательного законодательства, раздел
«Аттестация педагогических работников» http://lexed.ru/faq/index.phtml?cat=44/


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru