Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ
 

Записала Людмила КОЖУРИНА

«Мы идем от задач, которые школьнику предстоит решать во взрослой жизни»

Этот принцип декларируют разработчики стандартов второго поколения. Удастся ли им его воплотить?

20 ноября в конференц-зале Издательского дома «Первое сентября» состоялся «круглый стол»,
на котором обсуждались ход и перспективы разработки стандартов общего образования второго поколения.
Работу ведет Российская академия образования по поручению Минобрнауки.
Коллектив состоит из двенадцати групп, созданных не по предметному принципу, а по основаниям разработки стандартов: требования к результату образования, к учебным планам, финансирование
и пр. Возглавляют группы известные ученые РАО и РАН.
Новые стандарты предстоит принять в 2008 году.

В «круглом столе» приняли участие:
Александр КОНДАКОВ, руководитель проекта, член-корреспондент РАО,
Ирина ТАРАДАНОВА, начальник отдела общего образования Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования Министерства образования и науки,
Николай РЕШЕТНИКОВ, заведующий кафедрой управления образованием АПКиППРО,
Александр АСМОЛОВ, доктор психологических наук, один из научных руководителей проекта,
Александр ТУБЕЛЬСКИЙ, президент Ассоциации демократических школ,
Михаил РЫЖАКОВ, директор Института содержания и методов обучения РАО,
Александр ДРАХЛЕР, заместитель директора Центра образования № 293, администратор портала «Сеть творческих учителей,
а также главные редакторы предметно-методических газет «ПС» Сергей ВОЛКОВ («Литература») и Марк САРТАН («Искусство»).
Вел разговор Артем СОЛОВЕЙЧИК, главный редактор Издательского дома «Первое сентября».

Объект стандартизации

Артем Соловейчик. В чем главное противоречие идеи стандартов? С одной стороны, каждый ребенок – индивидуальность, и задача взросло-
го – помочь ему пройти свой путь. Но с другой – в образовании важную роль играет управленческая составляющая: необходимо обеспечить доступ всех детей к качественному образованию, а это нормативы, финансы. Возникает парадокс: стандарты нужны, но если они разрабатываются начиная с 1992 года и до сих пор не готовы, может быть, школа может прожить без них?
Александр Кондаков. Перед разработчиками был поставлен вопрос: каким должен быть результат деятельности системы образования с точки зрения подготовки ребенка к жизни в социуме? Мы разрабатываем стандарт от задач, которые предстоит решать школьнику во взрослой жизни. Это изменяет требования не только к ученикам, но и к школе, учителям, руководителям образования – всем, кто призван выполнить социальный заказ. Оценке в образовательном стандарте будут подлежать не личностные качества конкретного ученика, а результаты деятельности образовательной системы в целом. Будет установлено соответствие между требованиями к результатам образования и теми средствами, которые государство и общество готовы выделить на образование.
Стандартизируются в первую очередь требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения учебных программ, а это значит: государство, а не ребенок отвечает за единство образовательного пространства и за согласование требований государства, общества и личности. Реги-
он – за материально-техническое обеспечение: учебники, интернет и т.д. Школа – за реализацию образовательных программ. Таким образом, изменятся параметры оценивания: будет узаконена система мониторинга деятельности системы образования на всех уровнях, в то время как традиционно образовательная деятельность оценивается по успеваемости учеников.
Образовательный стандарт – не минимум. Он не тождественен программе. Это уровень, соответствующий определенной ступени личностного и профессионального развития, относительно которого достигается общепризнанный консенсус.
Артем Соловейчик. Задача нетривиальная. Но пока у нас ЕГЭ, непонятно:с минимальным или максимальным содержанием предстоит работать учителю? Ведь ЕГЭ – это минимум.
Марк Сартан. Я нахожу в концепции нового стандарта глубинные противоречия. Как можно достичь общепризнанного консенсуса государства, общества и личности, если, судя по всему, он никому не нужен? Где сформулированные требования к образованию каждой из сторон? Совершенно непонятно, кто должен реализовать стандарты, какую пользу они принесут школе?
Александр Асмолов. Стандарт не менее утопичен, чем любой проект развития общества. Если консенсуса нет, с развитием проекта он появится.

Фундаментальное ядро

Александр Кондаков. По каждому предмету в рамках образовательного стандарта необходимо выделить фунда-ментальное ядро содержания образования. Свод основных понятий, идей, видов деятельности, знаний общекультурного характера. Устанавливаются самые общие требования, необходимые для успешной социализации. Математики, например, уже смогли описать фундаментальное ядро своей дисциплины, уложив требования к результату на двух страничках.
Александр Тубельский. Значит, списки «самого необходимого» по каждому предмету все-таки будут?
Александр Кондаков. Выбирается лишь то, что закладывает успешность работы при решении задач. Новый БУП будет гибким. Будет включать часы на кружковую и проектно-исследовательскую работу.
Александр Тубельский. Я все-таки не понимаю словосочетания «личностно-ориентированный стандарт». Либо одно, либо другое. Я держу в руках уже четвертую по счету концепцию стандартов. И во всех все хорошо написано лишь до того места, где речь заходит о минимуме по предмету. Если школа – модель гражданского общества, то ее минимум – уважительное отношение к человеку, школьный уклад. Не кричать на ребенка. Слушать, что он говорит. Не жаловаться на него родителям. И обучать его универсальным умениям. Например, умению сравнивать. Вот что надо обсуждать, причем с участием самих детей. А нам опять предлагают программы и обязательные учебники. Для чего? Только для того, чтобы было удобнее и легче управлять образованием.

«Нормально адаптированные» – это какие?

Александр Кондаков. Стандарт не может рассматриваться как статичный, принятый раз и навсегда. Он требует непрерывной доработки, поскольку определяет систему, ориентированную на воспитание людей, способных нормально адаптироваться в мультикультурном обществе. Базовыми результатами образования должно стать умение учиться, познавать мир, сотрудничать.
Александр Драхлер. Понятно, что когда заказчиком на разработку стандартов выступает Министерство образования и науки, то создается нормативно-ведомственная схема, утверждаемая государством и наукой. Но непонятно, как с этим соотносится главное из заявленных требований к выпускнику: свободный человек в свободной стране. Как связаны свобода участников образования и перечни разрешенных учебников и цифровых образовательных ресурсов?
Николай Решетников. Нормативная часть необходима. Мы должны исполнять Конституцию, обеспечивать всеобуч. Какое бы образование ребенок ни получал – государственное, семейное, негосударственное, – об условиях образования все равно думает государство: о сертифицированных учебных пособиях, например. Сколько всего опасного попадает в руки детей!
Александр Драхлер. Да, и очень часто опасность представляют именно сертифицированные образовательные ресурсы.
Николай Решетников. Государство должно отвечать за безопасность образования. Сейчас, до принятия нового стандарта, за нарушение норм образовательной деятельности никто не несет ответственности.
Александр Драхлер. Почему нельзя доверять учителю? Обучать надо учителей, а не ограничивать их выбор!
Ирина Тараданова. Почему педагогу не дают свободы? Потому что есть опасения, что педагог не готов выбрать тот материал, который соответствует новым требованиям. Вы знаете, сколько в министерстве рекламаций на некачественную работу учителей? А наша задача – не понизить качество образования.

Учитель больше не крайний?

Сергей Волков. Печальный опыт принятия прежних стандартов заключался в том, что после того как сообщество ученых договорилось о необходимом минимуме, раздутом беспредельно, ответственность за исполнение легла на учителя. Именно он, человек с ничтожно малой зарплатой, остался наедине с непосильной задачей и вынужден совершать героические усилия. Будут ли включены в новые стандарты требования к зарплате учителя?
Александр Асмолов. Да! Права учителя будут защищены. После принятия новых стандартов с учителя нельзя будет спросить то, что не нормировано! У новой концепции стандартов либеральная идеология. За ней скрывается много линий развития. Глав-
ное – определен уровень социокультурных действий, необходимых для перехода на следующую ступень развития. Я рассматриваю стандарт как частный момент вариативного образования.
Артем Соловейчик. Значит, путь к свободе лежит через стандарт? Звучит неожиданно. Однако слова словами, а для педагогов-практиков важно, какой документ придет в школу. Хорошо, если исполнение нового стандарта будет гарантировать нам жизнь в открытом гражданском обществе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"


Рейтинг@Mail.ru