Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС
 

Ольга НИКИТИНА

Показать свой опыт

Как использовать эту возможность на все сто?

Когда мне предложили дать первый в моей жизни открытый урок (для районного методобъединения), я обрадовалась: наконец-то появится возможность показать коллегам метод преподавания, который использовала и в эффективности которого была уверена! Спланировав урок, решила посоветоваться с более опытным человеком.
Гордясь задуманным, рассказала, что хочу продемонстрировать, как мои дети могут изучать новый материал с очень высокой скоростью: три больших параграфа за десять минут. Такой эффект достигался благодаря предварительной, но, по мнению многих, поверхностной работе с изучаемым материалом: в течение первой четверти мы вместе с ребятами просмотрели весь учебник, не читая его текста, только рассматривая рисунки и схемы, пытаясь догадаться, что может быть в тексте. Я решила, что в самом начале открытого урока предложу ребятам прочитать параграфы и через десять минут попрошу ответить на мои вопросы к ним.
«Тебе никто не поверит, – с абсолютной убежденностью сказал человек, бывший моим учителем в педагогике. – Все решат, что материал был выучен детьми заранее, а ответы отрепетированы. Если хочешь показать, что твои ученики действительно именно на уроке так быстро знакомятся с текстом, сначала продемонстрируй гостям, что ребята этого материала не знают».
Пришлось немного изменить ход открытого урока. Я начала его с опроса... по новой теме. Дети понимали, что этот урок важен для меня, что они должны показать «хорошее знание» моего предмета. Они так старались помочь! Но... ни на один вопрос ответить не могли – действительно, этого материала они еще не изучали, только названия параграфов и картинки на этих страницах два месяца назад рассматривали. Ребята растерялись, искренне расстроились.
После этого я объяснила гостям, что провела опрос в начале урока специально для них, и предложила ребятам поискать ответы на мои вопросы в параграфах. Правда, время на чтение пришлось сократить до 8 минут. Ученики спокойно (и даже с облегчением) открыли учебники и скоро с легкостью отвечали на мои вопросы, обсуждали то, что только что узнали.
Обсуждение урока прошло интересно, мне задавали много вопросов, у меня была возможность рассказать о своей программе, о методах, которые использую. Мнения коллег об уроке были разными, но ни одного – отстраненного.
Для себя сделала два важных вывода:
1. Чтобы открытый урок был проведен не для «галочки», он должен планироваться с учетом возможного непонимания гостями того, что ими будет увидено. Можно специально усилить это непонимание, сделать так, чтобы обсуждение урока началось не с суждений, а с вопросов гостей.
2. Чтобы чужой урок был тебе понятен (если вы сами присутствуете на чьем-то открытом уроке), не стоит делать никаких поспешных выводов о том, что там происходило, или о том, что, по вашему мнению, должно происходить. Все наблюдения, замечания нужно сначала превратить в вопросы к учителю и попытаться понять его. Только после этого, поняв логику педагога, ведущего урок, можно высказать и свое мнение. Если именно так смотреть на чужую работу, становится интересным любой урок. А особенно – урок по предмету, который далек от вашей специализации. Вы химик? Попробуйте пойти на урок английского, математики, литературы. Интересно будет в первую очередь потому, что вы там действительно многое не поймете и вопросы, сформулированные вами, будут более искренними и естественными. Кроме того, учитель, коллега, принявший вас на своем уроке, не будет чувствовать себя скованно: он начнет действительно объяснять свою позицию, а не оправдываться и не отчитываться (что часто случается, если он не вполне уверен в своих силах или недостаточно опытен).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru