Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
 

Алексей ОЛЕЙНИКОВ,
Полина ФИЛИППОВА

Информатизация школы: острые вопросы и узкие места

Именно их обсуждали на «круглых столах» ИТО-2006

Нормативная база

«Круглый стол», который проводил ректор Московского института открытого образования (МИОО) Алексей Семенов, был посвящен нормативной базе информатизации школы. Как выяснилось, существующие сейчас документы информатизации скорее мешают, чем помогают.
Первый камень преткновения – нормативы технического обеспечения школы.
– Вот стоит у вас в кабинете информатики компьютер, он не работает давно, – объяснил Семенов. – Это вообще какой-нибудь 486-й. А списать его можно только через пять лет.
Конечно, компьютер можно было бы не списывать, а отдать кому-то из учителей. Но и тут загвоздка: любая проверка выяснит, что «ценная» техника не на месте, и директору не поздоровится.
Еще один технический вопрос – а кто будет обслуживать школьные компьютеры? Один путь – расширять штат, заводить должность замдиректора по информатизации и т.д. Это требует дополнения типовых текстов должностных инструкций, создания новых положений о внутришкольных подразделениях. Другой вариант – заключение контракта на обслуживание школьной сети с какой-нибудь IT-компанией. Но и здесь потребуется создавать нормативные документы, в которых нужно прописывать объем работ, необходимую квалификацию.
Вторая глобальная проблема – это то, что информатизация меняет не только должностные инструкции, но и весь учебный процесс. А следовательно, в перспективе расписание уроков, домашние задания, записи ученических работ – все это будет существовать в цифровом виде.
Это потребует целой системы поддержки образовательного процесса и как следствие – новых технических регламентов.
– Переставлять отметки из бумажных журналов в информационную среду или наоборот? – задал вопрос Алексей Семенов. – Для этого и нужна нормативная база. Чтобы учитель знал, что теперь он должен вывесить отчет об уроке в информационной сети школы: отметки сохранятся, отсутствующие будут отмечены как отсутствующие, и изменить это будет уже нельзя.
Третья сложность – информатизация затрагивает и саму систему преподавания. Как, например, будет выглядеть информатизированный курс по любому из школьных предметов?
– Понятно, что педагог пишет заявку, которая в оптимальном варианте содержит календарно-тематический план будущего курса, – объяснил Алексей Семенов. – Планируется использование ресурсов: проекторов, компьютерных классов, другого оборудования. Получается, что проектировать нормативную базу и информационную среду школы нужно комплексно.

Фильтрация информации

На круглом столе «Аспекты подключения школ к интернету» больше всего учителей информатики и завучей по ИКТ интересовала проблема «контентной фильтрации».
Иначе говоря, как будет блокироваться доступ к опасной информации, кто будет отвечать за это на уровне региона, района, школы?
Оказалось, что школы, подключаемые по нацпроекту, фактически получат доступ не ко всему интернету, а к внутренней сети оператора подключения – компании РТКОМ. В ней уже будут заблокированы все незаконные ресурсы: порнография, пропаганда наркотиков, насилия, терроризма. Для школ, выходящих в интернет другим путем, на сайте компании РТКОМ будет выложено бесплатное программное обеспечение для фильтрации.
Как заверили представители разработчика фильтров, Центра анализа интернет-ресурсов (ЦАИР), их базы данных превосходят аналогичные базы западных разработчиков в несколько раз.
– До 15 декабря Министерство образования и науки определит регламент использования этой системы, правила отчетности и разработает инструктивно-методические материалы по ее использованию, – рассказал представитель ЦАИР.
Стоит добавить, что и сами школы смогут составлять свои списки сайтов, куда вход школьникам запрещен.

Формат интернет-учебы

Как выяснилось на круглом столе «Обучение школьников через интернет: сегодня и завтра», в нынешнем учебном году в семи регионах был начат эксперимент по дистанционному обучению в профильной школе. Были отобраны три компании, каждая из которых по-своему решает задачу дистанционного обучения.
На разработку каждой из систем выделено около миллиона долларов, не считая средств регионов и самих компаний. К лету 2008 года должны появиться три действующие системы дистанционного образования.
В Челябинской и Красноярской областях эту систему разрабатывает интернет-школа «Просвещение.ру».
Ее специалисты создали 14 углубленных курсов по каждому из школьных предметов. При этом, чтобы стать сетевым учителем, отмечает директор проекта Елена Подгорная, нужно обладать 13–14 разрядами, пройти магистратуру и иметь опыт работы в формате деятельностного и компетентносного подхода. Сегодня в «Просвещении.ру» учатся около 800 детей, и каждую группу кроме сетевого педагога сопровождает педагог-куратор из местной школы. Ученики «Просвещения.ру» получают аттесат государственного образца, поэтому требования и к форме подачи материала, и к обучению достаточно строгие. Не сказать – традиционные.
Именно это критики проекта считают его слабым местом.
– Фактически это школьный учебник, дополненный онлайн-тестами и моделями, – отметил Ярослав Быховский, представитель проекта «Летописи.ру». – Раньше учительница стояла у доски и рисовала теорему Пифагора, теперь эта теорема изображена на интерактивной доске. А учительница по-прежнему стоит напротив детей.
Изменить эту ситуацию – значит изменить сознание и учителей, и школьников, полагает Быховский. Проект «Летописи.ру», не стиснутый рамками БУПа, по его мнению, дает такую возможность.
Он построен на открытом формате Вики-энциклопедий. По сути, это большая российская энциклопедия про все на свете, которую пишут все: и учителя, и школьники. Ее можно дополнять аудио- и видеоматериалами, обсуждать и дописывать.
Стоит добавить, что в базу данных «Летописей» уже занесены все 54 тысячи российских школ. Каждая из них может в любой момент создать свою веб-страницу в Сети.
– Такой открытый формат – для школ будущего, – уверен Быховский.
– Наверное, стоит объединить оба подхода, – подытожил ведущий «круглого стола», сотрудник вычислительного центра РАН Юрий Уваров. – В каждом из них есть рациональное зерно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru