Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТСКОГО ПОСТУПКА

Тяжело произнести одновременно слова «ребенок» и «вор». Поверить в такое нет сил. Понять – почти невозможно. Не умея справиться с возникшей ситуацией, мы выносим ребенку приговор. Но задумываемся ли при этом, что на самом деле означает такое поведение? 

Олег КАЛИНА,
психолог-консультант

Взял без спросу. Стащил, стянул, похитил

Возможно, кража – своего рода символический язык, на котором ребенок хочет рассказать нам о чем-то, что трудно выразить словами

У кого-то из детей пропали пенал, книга, мобильник... Случаются в школе такие неприятности. Да и дома иногда из родительского кошелька вдруг исчезает некоторая сумма денег. Кража! В лучшем случае все заканчивается большим скандалом, в худшем – детской комнатой милиции.
А ведь бывают странные кражи: вроде бы у ребенка уже есть то, что он украл. Он и сам не понимает, чего ради взял чужую вещь.
Конечно, с моральной точки зрения этот поступок неприемлем. Но если настаивать на моральном осуждении, то понять глубинную причину кражи и помочь оступившемуся ребенку не удастся.
Когда дело касается психики, сказать однозначно ничего нельзя. Только это не значит, что к таким явлениям можно относиться с пренебрежением.
У любого поступка две основные составляющие: само действие (кража, например) и его причина, мотив. Иногда взрослым кажется, что им известна причина – зависть, скверное воспитание, генетика (раз отец вор, значит, и сын таким будет).
Однако кража может иметь и более глубокие, не всегда даже самим воришкой осознаваемые мотивы. В такой ситуации кража – лишь один из вариантов, который выбирает ребенок, чтобы заявить о себе.
Попробуем выдвинуть предположение: а что, если у этого, казалось бы, необъяснимого и немотивированного поступка ребенка есть какое-то другое, символическое значение? И кража, возможно, своего рода символический язык, на котором ребенок хочет рассказать нам о чем-то, что трудно выразить словами. О каких-то своих самых глубоких чувствах и желаниях, не всегда даже осознаваемых.
Что может означать детская кража? В самом общем, отвлеченном виде: мне сильно не хватает чего-то очень важного.
Родители обычно тут же отмахиваются: глупости, да у него была такая же вещь, что он украл! И правы лишь отчасти.
Дело в том, что сама по себе эта вещь во внешней реальности, в физическом, предметном мире ему, конечно же, была не нужна. Но в мире внутреннем у ребенка нехватка, брешь, которая теперь, после кражи, как будто заполнилась на мгновение. И тут же опять образовалась. И требует новой и новой пищи, причиняя страдания.
Ребенку не хватает чего-то или кого-то в его внутреннем мире. Чего именно?
…Когда Маше было два года, ее родители развелись. Мать девочки вскоре вышла замуж за другого мужчину, который дал приемной дочери свое отчество и фамилию.
Сейчас девочке 11 лет, и она эпизодически крадет что-то, вроде бы совершенно ей ненужное. Причем кражи по непонятным причинам с максимальной интенсивностью происходят в месяц ее рождения, а затем так же неожиданно прекращаются.
На символическом уровне через кражу девочка как будто пытается вернуть себе родного отца, обрести ту часть собственной истории, которой она была лишена. Хотя мама Маши полагает, что дочь не помнит то время, когда у нее был другой отец.
В некоторых случаях проблемы с кражами могут быть связаны с трудностями в представлении себя отдельным, независимым существом. Когда психологическая связь ребенка с матерью, которая должна была развиваться и с течением времени модифицироваться, по-прежнему крепка.
Ребенок затрудняется в выделении своего и чужого, поскольку ему трудно представить себя отдельным от матери: они остаются как бы частями друг друга. В чем-то для такого ребенка все остальные люди и вещи являются его магическим продолжением. Впрочем, и здесь налицо нехватка отца, надежного, любящего и жену, и ребенка, который помог бы ему понять, что в мире существует кто-то еще помимо него и его мамы.
В трудных случаях я часто советую родителям представить себе инопланетянина, который очень хочет наладить отношения с землянами. Он отправляет на Землю всевозможные послания, суть которых, однако, до жителей Земли не доходит. Они не понимают их значений или интерпретируют их по-своему, как привыкли. Может быть, им кажется, что полученный сигнал означает, что им угрожают, а может, они его просто игнорируют.
В чем-то дети похожи на инопланетян. Взрослые не понимают их посланий, или расшифровывают по-другому, или вообще к ним не прислушиваются.
Кража для ребенка – один из способов поиска внутреннего родителя, его эмоциональной теплоты и любви. Пусть последняя, экстремальная, но все же попытка их обретения.
Кража не случается на пустом месте. Это результат длительных внутренних переживаний, бесконечных «намеков» взрослым: ну распознайте же наконец, обратите внимание!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru