Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ
 

Учитель стремится к высоким результатам, его заботит «уровень обученности», показатели тестирования.
Но работает он с детьми, не только учит, еще и общается, путешествует, разговаривает – воспитывает. Постепенно устанавливаются человеческие, доверительные отношения, которыми дорожат обе стороны. Можно ли сохранить эти отношения, не поступившись требовательностью, не подменив совместную деятельность, сотрудничество уютным пребыванием в теплой компании?

Филипп МЕРКУЛОВ

Учитель и ребенок: диалог отношений

Как остаться для учеников одновременно и человеком, естественным, открытым, искренним, и педагогом – с определенными обязанностями, ролевыми условностями?

Суровость издалека
Из письма: «Я боюсь дружить с детьми, потому что не смогу проявить твердость в нужный момент, поставить двойку, предъявить дисциплинарное требование. По отношению к человеку, с которым подружился, ведешь задушевные разговоры, это не совсем удобно».
Наверное, кому-то действительно кажется, что сделать замечание проще постороннему человеку, формально знакомому, чем близкому, своему. Но разве мы стыдимся своих требований? Разве наши оценки, и двойки тоже, несправедливы? Мы ответственные люди, и таких же ответственных тружеников видим в своих учениках. Разве стыдно указать человеку на реальные недостатки его работы (не личности, конечно!), действительно существующие проблемы? Вероятно, для ребенка это могут быть болезненные ситуации. Но зачем же добавлять к стыду и обиде переживание собственной отверженности, отсутствия поддержки? Зачем оставлять ученика в одиночестве перед лицом трудностей? Таким образом можно только спровоцировать его агрессивную реакцию. Педагог, если он убежден в том, что должен сказать нечто критическое ребенку, обязан разделить с ним тяжесть ситуации. Самые типичные из неприятных моментов следующие:
– критика сделанной работы;
– обязательное задание, требование, которое, увы, не вызывает энтузиазма;
– отказ в просьбе.

Критика работы ученика
Известно, что лучше критиковать другого человека с глазу на глаз, а не публично. Приглашая его задержаться после уроков, скажите: «Я хочу поговорить с тобой. У меня проблема». У вас – не у него. Потому что это действительно ваша проблема, вы отвечаете за все происходящее в классе. Поэтому не стоит начинать грозно: «Иванов, у тебя проблемы, давай обсудим их».
Следующий шаг в разговоре – фиксация цели, описание сиюминутной ситуации, выяснение, насколько сильно реальность отличается от идеала. «Что происходит?» Чтобы вопрос прозвучал искренне, постарайтесь посмотреть на ученика как на партнера в решении проблемы, как на источник бесценной информации, вам недоступной. Мы продвинемся вперед только опираясь на способности, возможности, ресурсы ребенка, а не упираясь в его недостатки. Показать ученику, что он ничтожество, – значит превратить его в еще большее ничтожество. Мы хотим этого?
Высказав свою точку зрения, обязательно дайте ребенку возможность рассказать о своем видении проблемы, помогите сформулировать, если нужно, сложные моменты. Покажите, насколько вам важны его слова. Соединив обе позиции, попытайтесь представить общую картину. Теперь самое время предложить ученику поискать выход из сложившейся ситуации. Пусть проявит инициативу, поразмыслит. Возможно, он найдет решение более эффективное и реальное, чем вы могли бы придумать всем педсоветом. Как бы то ни было, все же поддержите хотя бы наиболее приемлемую часть его предложений. Если предложений с его стороны нет совсем, подскажите сами выход из кризиса. Но с учетом того, о чем ребенок вам сообщил, объясняя свои проблемы.

Обязательное задание, которое не вызывает энтузиазма
Давая задание, которое никому не хочется делать, мы сталкиваемся с сопротивлением, скрытым или явным. Не стоит игнорировать даже невысказанные возражения. Рано или поздно они прорвутся в форме агрессии. Постарайтесь дать недовольным слово, выплеснуть свое раздражение, объяснить, что им мешает выполнить то, что требуется: слишком много задали по математике, поэтому написать сочинение к среде не получится; мне не идет школьная форма, поэтому я не хочу ее носить…
Примите возражения как данность, отнеситесь к ним с уважением, учтите их в дальнейшем диалоге. Тем не менее объясните причины своего распоряжения и предложите детям самим найти разумный выход из сложившейся ситуации с учетом ваших требований и личных проблем: в среду потратить часть урока литературы на дописывание сочинения и поговорить с математиком, нельзя ли половину примеров принести позже; обязательно носить – только форменный пиджак, а брюки другие, похожие по цвету, но более модные и удобные.
Диалог будет эффективен только в том случае, если вы не раздражаетесь, не упорствуете, как бы ни были правы, а видите в собеседниках (возможно, это целая группа протестующих) сотрудников, а не противников. Их личные интересы значимы для вас, даже если они противоречат общему порядку. В конце концов, до сих пор неизвестно, что важнее – личность или коллектив? Главное, не пытайтесь обмануть, запугать ребенка, вообще как бы то ни было манипулировать им. Во-первых, потому, что перед нами человек, а не рабочий материал. Во-вторых, задание ваше все равно выполнять ему.

Отказ в просьбе
Иногда нам приходится говорить «нет», потому что в данном случае мы не можем пойти навстречу детской просьбе. Это, несомненно, самая трудная задача: отказать, не разрушив отношения. Прежде чем совершить этот нелегкий шаг, предложите ребятам объяснить причины их просьбы. Вдруг их доводы заставят вас изменить решение? Внутренне будьте к этому готовы. Если отказать все же придется, учтите в своих объяснениях детские доводы. Пусть дети видят, что вы их услышали, поняли. Возможно, это поможет им понять ваши мотивы.
И снова – никаких манипуляций. Честно и прямо объясните, почему не соглашаетесь с просьбой, предложением ученика. Понимание происходящего облегчит переживание отказа. Постарайтесь опереться на свой авторитет, а не на власть учителя, взрослого. Власть – это всегда борьба с чем-то или с кем-то. Авторитет – энергия созидания.

Агрессивный ребенок
Столкнувшись с детской конфликтностью, не принимайте поспешных решений, чтобы впоследствии не жалеть о своей несдержанности и, кроме того, не бросать на ветер обещаний, которые все равно не сможете выполнить. Ни в коем случае не отвечайте агрессией на агрессию. Это замкнутый круг. Видя, что ребенок уже не владеет собой, постарайтесь изолировать его, вывести в пустой класс, в медкабинет, оставьте с кем-нибудь, чтобы ученик смог успокоиться. Свои действия нужно объяснить нарушителю, даже если кажется, что сейчас он ничего не воспринимает. Потом, в мирной обстановке, стоит выслушать доводы ребенка, показать опасность последствий несдержанности, обсудить, что следует делать в той или иной ситуации, чтобы оставаться в рамках нормы. Можно составить вместе с учеником своеобразные алгоритмы действий на разные случаи жизни. Никто, конечно, и не ждет, что эти алгоритмы немедленно воплотятся в жизнь, однако если хотя бы 2–3 урока ребенку удается держать себя в руках, его стоит как-то поощрить.
Иногда, если вы чувствуете, что ученик взвинчен и вот-вот бросится в драку, помогите ему перевести агрессию в слова. Да, брань, оскорбления – это шаг вперед на пути преодоления агрессии. Спросите: «Ты хочешь что-то сказать мне?» Затем от брани можно перейти к словам: «Почему ты сердишься?» И наконец, от слов к рассуждениям: «Объясни так, чтобы я понял, убеди меня».
Порой готовность учителя дать отпор вызывающему поведению ребенка не только предотвращает конфликт, но и становится началом более близких отношений.
Однажды на уроке ученик гневно бросает педагогу:
– Почему вы все время смотрите только на меня?
Первое желание – ответить:
– Я смотрю не только на тебя.
Неудачный вариант. Признание вины, оправдание. Нет, лучше признать претензии и задать встречный вопрос:
– И что ты видишь в моих глазах?
Ребенок не ответил, и это была своего рода победа. Он не возобновил нападок, не вступил в перепалку. Учитель снова стал смотреть на подростка. Выходя из класса на перемену, ученик задержался у учительского стола и сказал:
– Я не люблю, когда на меня смотрят.
– Хорошо, я учту. Прости.
И еще. Не забывайте после более или менее серьезного конфликта вспомнить со всем классом совместные правила жизни.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Иногда взаимоотношения учителя с учеником (классом) становятся напряженными. Почему? Возможно, ответив на несколько несложных вопросов,
вы лучше поймете происходящее, сумеете снять напряжение и вернуть ситуацию в нормальное русло.

Упражнение № 1
Опишите в нескольких словах, что происходит в последнее время не так, как вам бы хотелось?

 

Кто, по-вашему, пострадал в результате?

 

Что с этим человеком (этими людьми) происходит сейчас?

 

Оказывались ли вы сами в роли пострадавшего в подобной ситуации? Опишите, как это было:

 

В чьей помощи вы нуждаетесь, чтобы решить проблему?

 

Представьте самый неудачный вариант развития событий. Что может произойти?

 

 

Что вы собираетесь делать прямо сейчас, в крайнем случае – завтра? Составьте небольшой план:

 

 

Упражнение № 2
Попробуйте проанализировать свои действия. Как часто, накричав на ребенка (конечно, он вел себя неправильно), оскорбив его, вы способны извиниться за грубость, недопустимую во взаимоотношениях уважающих друг друга людей?

 

 

Способны ли вы попросить прощения в присутствии всего класса, если кричали на ребенка тоже на глазах у одноклассников?

 


Имеют ли возможность ученики регулярно (не от случая к случаю) делиться с вами информацией о том, что им нравится на ваших уроках, а что – нет, почему?

 

Можете ли вы после достаточно неприятной выходки ученика (класса) отвлечься, забыть о проблемах, а назавтра прийти в школу как ни в чем не бывало?

 

Спокойно ли относитесь к тому, что не все ученики в классе испытывают к вам теплые чувства (в конце концов, в школе много педагогов, возможно, ребенку ближе кто-то другой, а к вам он приходит только как к учителю-предметнику)?

 


В какой степени ваши уроки интересны детям, позволяют им добиваться успеха, общаться друг с другом?

 

 

Боитесь ли вы говорить с ребятами о себе, о своих увлечениях, проблемах (ведь вы достаточно много знаете об учениках, об их семьях, жизненных трудностях – будет справедливо, если они тоже кое-что узнают о вашей жизни, поймут, что вы за человек)?

 

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru