Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №18/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ОТКРЫТИЕ ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЕЙ
ОЧЕРКИ О ПЕДАГОГАХ-НОВАТОРАХ 

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Сердце школы

Размышления в День учителя


Сегодня как никогда школа нуждается в новых идеях, и сегодня как никогда этих новых и необходимых идей стало появляться все больше и больше. Пусть не все они обладают «мировой новизной», как говорят в патентном деле, пусть новизна их – в масштабе школы или просто личное достижение учителя вроде личного рекорда спортсмена. Озарение, посетившее учителя, когда он проходил с учениками такую-то тему и вдруг открыл, как лучше преподнести ее, – почти так же важно, как и открытие мирового значения, потому что творчество есть творчество, у него – на всех уровнях – одна природа.
Иные представители педагогической науки имеют склонность считать наукой лишь то (и все то), что создается под крышами научных институтов. Этому критерию не откажешь в четкости и удобстве, но достаточен ли он? Испокон веков все новое в методах обучения рождалось именно в классе благодаря личной изобретательности тысяч учителей, и вот это непрестанное творчество в самой массовой из лабораторий в мире – в школьном классе – и рождает новую, прорастающую школу. Ее можно уже представить себе сегодня – для этого не надо быть ни фантазером, ни футурологом.
В этой школе, конечно же, многое организовано по Сухомлинскому: так же администрация внимательна к учителям и их свободному вре мени, так же работают с родителями (т.е. не жалуются им на их детей, а объясняют, как детей воспитывать), так же прививают детям страсть к учению, так же учат ребят азбуке моральной культуры, так же воспитывают трудолюбие и любовь к Родине, любовь ко всему живому и красивому.
В этой прорастающей школе общественную работу будут вести по методике коллективных творческих дел, разработанной замечательным ленинградским педагогом, доцентом ЛГПИ Игорем Петровичем Ивановым. Методика описана (хотя и очень неполно) в двух скромных книжечках, изданных в Ленинграде, и сегодня еще не всем известна, но нетрудно предсказать, что, когда эти работы будут по-настоящему замечены и переизданы массовым тиражом, когда составители учебников педагогики обратят наконец внимание на это сегодняшнее прочтение Макаренко, у Иванова найдется великое множество последователей. Впрочем, их и сегодня уже немало, достаточно вспомнить о знаменитой «Фрунзенской коммуне», или о вожатых «Орленка», или о ребячьих комиссарах Архангельска, Горловки, Петрозаводска...
Весьма вероятно, что в этой школе математике и физике будут обучать по методу донецкого учителя В.Ф.Шаталова или хотя бы применять некоторые из его многочисленных находок. Ученики Шаталова хорошо знают математику и физику, и эти трудные науки всем им в радость. Школа, которая работала бы по методу Шаталова, не знала бы двоек по математике, да и троек было бы по две-три на класс...
Можно предположить, что словесники в этой школе будут воспитываться на идеях, заложенных в книге винницкого педагога Б.А.Буяльского «Курс на мастерство», а историки – на книжке луганского учителя Ф.Б.Горелика. Процитирую только одну строчку из книги Буяльского: «Главнейшей особенностью педагога следует признать великодушие...» – и добавлю, что книжку его читаешь, не отрываясь. Процитирую и отзыв одного из учеников Ф.Горелика: «Знание законов истории делает ее увлекательной, как математика... Теперь история стала для меня не простым перечнем фактов, а точной наукой».
В этой сегодня-завтрашней школе, наверно, будут знать о работе мелитопольского инженера Е.С.Львова и его сына учителя В.Е.Львова, которые организовали лабораторию НОТ для учащихся и выпустили десятки прекрасных плакатиков-памяток на такие, например, темы: «Как раскрывается талант», «Способности есть у всех», «Для чего рожден человек», «Значение цели в жизни», «Секреты гениев», «Что создает и что разрушает авторитет человека»... Эти материалы будут, наверно, сто раз пересмотрены, улучшены, но дело началось: нащупывается возможность на современном уровне серьезно рассказывать ребятам о законах самосовершенствования, прививать им культуру духовной жизни личности.
Поиск идет всюду...
Но если трудно создать такую школу, в которой было бы собрано все лучшее, все открытое десятилетиями творческого труда педагогов, то, может быть, создать на первых порах хотя бы книгу о такой школе – книгу о высших достижениях в педагогике? И пусть она переиздается время от времени, обрастая новыми и новыми главами и дополнениями, и будет своего рода эталоном для каждого педагогического коллектива, и призывом к творчеству, и наградой для открывателей нового (поместить в такой «открытой книге» статью о своем опыте было бы сверхпочетно для любого педагога – и ученого, и практика). Это не был бы учебник педагогики, и не книга типа «Новое в педагогике», где помещаются просто очередные новые статьи. Не всесоюзный стандарт – он не нужен, но всесоюзный уровень должна показывать эта книга так, что можно было бы особо поощрять любого учителя, поднявшегося до этого уровня. Живая книга педагогического творчества...

«Комсомольская правда», 1972 год, 1 октября


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru