Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №17/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

КОГДА ЗНАНИЯ ОБРЕТАЮТ СМЫСЛ

Ольга ЛЕОНТЬЕВА,
кандидат педагогических наук

Итоговая контрольная в начале года

Она помогает детям понять, чего от них хотят в результате учебы, и поверить, что это возможно

Чему мы учим?

Решение давно было найдено, но во внеурочной деятельности: чтобы дети были заинтересованы в работе, необходимо прежде всего согласовать цели, сделать так, чтобы они не делились на цели взрослых и детей, а были едиными, общими, принятыми всеми. Только тогда можно говорить и о способе их достижения, и о том, что потребуется от каждого, чтобы выполнить задуманное. Если этого не сделать, есть опасность, что вновь и вновь во всех педагогических неудачах (читай – в недостижении поставленной учителем цели) будут виноваты только ученики.
Согласование целей можно эффективно использовать не только в воспитании, но и в учебном процессе.

Экзамен в начале года

Знакомо ли вам ощущение ничегонезнания перед экзаменом? Казалось бы, целый год что-то учил, выполнял задания, но вот тебе дают билеты, и ты понимаешь: ответов на них ты не знаешь, все нужно начинать с нуля.
Одни так и делают – читают вопросы и ищут на них ответы, готовясь к неизбежному экзамену. У других при этом просто опускаются руки.
А что если сформулировать цель учебной деятельности в виде требований к итоговой работе за год? Это будет честно и по отношению к детям, и по отношению к самим себе.
Количество вопросов и заданий к экзамену всегда ограничено, они всегда формулируются четко, так, чтобы ответы можно было выучить, а задания – выполнить.
Однажды я предложила в самом начале учебного года всем желающим ребятам сдать итоговый экзамен, который, как обычно, принимался учителем, коллегами-предметниками и представителями администрации. Мы долго обсуждали с ребятами, какие привилегии сдача экзамена даст рискнувшим пойти на этот эксперимент ученикам. Результат – совместный договор.
1. Те, кто сумеет получить отметку в начале года, будут присутствовать на уроках (никто не снимет с учителя ответственность за жизнь и здоровье детей, не отпустит их на улицу – это пришлось объяснить ребятам), но будут иметь право:
– не выполнять домашние задания;
– участвовать в общей работе только по собственному желанию;
– заниматься на моих уроках другой работой, не мешая классу.
2. Положительная экзаменационная отметка должна быть поставлена им как итоговая обязательно.
3. Если кто-то захочет эту отметку исправить, то это будет возможно сделать: через активную работу на занятиях или в других формах, вплоть до повторного экзамена.
Большинство коллег воскликнули: «Они же еще ничего не проходили! Никто не справится с заданием!» Многие возмутились: «Нельзя так! Что же они будут делать в учебном году?!» Ребята удивились: «А разве мы сможем?»
Тем не менее набралась группа желающих, человек 20, из разных классов, причем далеко не самые сильные ученики. Скорее всего те, кто был успешен на моем предмете, были уверены, что смогут получить желаемые отметки и без лишних усилий в начале года, а вот для остальных это был шанс повысить свою успешность.
Я раздала вопросы, которые были на переводных (или итоговых) экзаменах за предыдущий год. Учебники у ребят были, они азартно начали готовиться и в конце сентября сдали экзамен. Отметки получили не самые лучшие, в основном тройки и несколько четверок. Однако конечный результат удивил всех, меня в том числе: ученики, сдавшие экзамен экстерном, посещали все занятия, активно на них работали, и все в конце года имели пятерки. Дело в том, что изменилась позиция этих ребят на уроках: они понимали, чего от них хотят в результате учебы за год, и были уверены, что это возможно.

Цели могут быть разными

Дети живут в мире реальности сегодняшнего дня. Они стремятся видеть свой рост (и физический, и умственный) и понимать, что их усилия ведут к достижению намеченной цели. Детям важно быть успешными сегодня. Впрочем, такой стабильности хотят не только дети, но и взрослые.
Если точно сформулировать итоговые вопросы и задания, в начале учебного года предъявить свои требования детям, они задумаются о том, реально ли для них взять высоту, предложенную учителем, смогут высказать свои опасения, ожидания. Можно дать возможность ученикам в начале изучения курса попробовать выполнить итоговую работу, проанализировать вместе с ними результат, дать возможность подумать, чему им нужно научиться, чтобы они могли успешно справиться с этим заданием.
В этом случае учитель начнет планировать уроки в соответствии с общими целями и задачами, стараясь помочь каждому ученику достигнуть в конце учебного года больших успехов. А дети будут уверены, что в конце работы, в мае, учитель с них спросит то, о чем договорились в сентябре, а не нечто «усовершенствованное» или совсем другое. Спросит с них – и с себя, естественно. Ведь если ребята не смогли научиться тому, чему их учили, это значит, что обе стороны не справились с поставленной совместной задачей.
В то же время у учителя, работающего в классах, не сдающих обязательные экзамены по его предмету (5, 6, 7, 8, 10), будет реальный выбор между знаниевым подходом к образованию (итоговая работа при этом должна содержать вопросы на знание материала) и каким-то другим (творческим, компетентностным и пр.). А педагог, ведущий своих учеников к официальному общему экзамену (ЕГЭ, контрольной работе, обязательному переводному экзамену), должен будет готовить ребят к успешному прохождению этой итоговой аттестации. И это не страшно: четко сформулировав ребятам и себе общегосударственные требования (сдача теста или экзамена) и другие цели совместной работы (например, научиться помогать друг другу, найти собственный интерес в изучаемом предмете и т. д.), можно использовать разные методы, не опасаясь резкого сопротивления со стороны учеников. Способы достижения общих целей могут быть настолько разнообразными, что позволят не только хорошо подготовить учеников, но и сделать уроки увлекательными, интересными, творческими.

Риски и выгоды

Такое начало учебного года эффективно настраивает детей на работу и соответственно облегчает задачу педагога.
Без согласования и корректировки целей обучения с ребятами каждый педагог рискует в очередной раз попасть в ситуацию отторжения. Если, например, просто объявить ученикам, что они после прохождения курса должны «знать» весь учебник, уметь отвечать на все вопросы к параграфам и выполнять все задания (это предписывается сделать обязательно в начале учебного года традиционными методиками), дети скорее всего подумают примерно так: «Как-нибудь прорвемся, не мы первые, не мы последние» – и продолжат состязание в обмане учителя. Состязание, начатое давным-давно, то, в котором участвуют почти все ученики и учителя мира.
Однако тем, кто не готов к постоянному сотрудничеству с ребятами, к корректировке своих целей, задач, методов работы в соответствии с запросами учеников, следует быть осторожными. Дело в том, что после такого обсуждения дети будут иметь моральное право в любой момент, на любом уроке указать преподавателю на то, что он учит их не тому (или не совсем тому), что сам же собирается спрашивать на выходе.
Например:
1. Перед ребятами изначально ставилась задача «в конце учебного года научиться решать десять типов задач», а на уроках занимаются и двенадцатым типом, и тринадцатым, и чем-то совсем иным и непонятным. Дети могут спросить, зачем им этому учиться, потребовать большего внимания к тем задачам, которые будут на итоговой работе.
2. Поставлена цель «научиться добывать информацию из предложенного материала», а в течение учебного года с них спрашивается только пересказ того, что на урок раньше объяснил учитель. Как же при этом они могут научиться добывать информацию и выполнить итоговую работу?
3. Целью выбрано «знание материала, изложенного в учебнике», а при опросе ставятся проблемные вопросы, при ответе на которые простого знания явно недостаточно. Результат – плохие текущие отметки, плохая подготовка к экзамену.

Если провести первоначальное обсуждение целей работы в учебном году, на каждом занятии будет идти корректировка способов работы. Для одних учителей такая ситуация естественна и желанна: она помогает находить индивидуальный подход к каждому ребенку. Для других это слишком трудная задача: в таких условиях и педагогу придется постоянно изменяться, искать новые подходы к обучению. Каждый выбирает единственное, правильное для себя (и для своих учеников) решение.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru