Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

В педагогике наработано немало эффективных средств, помогающих организовать групповое обсуждение. Одно из них – принятие правил поведения в ходе дискуссии. Примерный перечень таких правил приводится в статье И. Шустовой «Групповая дискуссия со старшеклассниками» («ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ», № 2 за 2006 год). Вот они:
1. «Свобода слова». Каждый участник должен иметь возможность высказать свое мнение, даже если оно отлично от мнения группы.
2. «Без потерь». Каждое высказывание, дополнение и уточнение должны быть учтены и внимательно рассмотрены.
3. Обсуждаются идеи, а не личности.
4. Правило поддержки. Важно быть внимательным к высказыванию другого, стараться понять смысл его мнения, поддерживать тех, кому сложно говорить публично.
5. Правило цели. Говори кратко, четко и ясно. Говори по теме, старайся отражать суть разбираемой проблемы.
6. Критикуя – предлагай.
Статья знакомит читателей с приемами введения в дискуссию, приемами, стимулирующими активность участников и повышающими продуктивность диалога. Поэтапно описываются разные формы дискуссии.

Как известно, самостоятельная работа возможна только при условии развитой способности к самоконтролю. Психологи выделяют три этапа формирования этой способности. Сначала ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Затем – научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. И наконец, научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, ее анализ и коррекцию.
Методист Уральской академии государственной службы Л. Петухова в статье «Формирование у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля» («ЗАВУЧ. УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛОЙ», № 5 за 2006 год) дает рекомендации по организации учебного процесса на каждом из трех этапов. Например, на первом этапе важно сообщить ученикам, после прохождения какого объема учебного материала необходим контроль, объяснить цель проведения того или иного контроля. На втором – целесообразно практиковать взаимопроверку самостоятельных упражнений и домашних работ. Учитель может предложить ученикам сверить ответы, найти возможные ошибки и объяснить их друг другу. При этом дети должны знать, что цель взаимопроверки состоит не в получении оценки, а в том, чтобы научиться проверять, насколько глубоко и правильно понята тема. Обнаружить ошибки в работе товарища легче, чем в собственной. А полученные навыки контроля ученик сможет использовать в дальнейшем при самостоятельном решении задач.

К сожалению, в настоящее время многие школы потеряли связь с дошкольными учреждениями. Учитель, принимающий первоклассников, часто не знает о них ничего, кроме формальных сведений. А это чревато серьезными просчетами в работе.
Чтобы избежать ошибок, следует воспользоваться простыми и доступными методиками изучения общего развития детей, прежде всего развития речи, памяти, способности к концентрации внимания. Такие методики представлены в статье учителя начальных классов школы поселка Нарынка В. Воробьева «Изучаем первоклассника» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 8 за 2006 год).
Во второй части публикации автор останавливается на наиболее характерных для детей этого возраста рисках развития, предлагает способы смягчения этих проблем. К примеру, для тренировки кинестетической системы в первом классе можно провести следующую игру. Один человек садится на стул с закрытыми глазами. Несколько ребят тихо подходят к нему и в произвольном порядке называют свое имя, касаются руки и нажимают на плечо сидящего. Во второй заход игроки проделывают те же манипуляции, но не называют свое имя. Сидящий должен определить, кто нажимал на его плечо и касался руки.

В статье известного педагога, врача-педиатра Алексея Дубровского «Советы раздраженному учителю» («СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА», № 3 за 2006 год) рассказывается о том, как учителю справиться с нервным напряжением на работе, какие существуют способы уберечь себя от дидактогенных заболеваний.
Автор говорит о простых истинах, которые, к сожалению, нередко забываются. Напомним некоторые из них. Как бы ни были велики обрушившиеся на вас неприятности, старайтесь время от времени избавляться от гнета тяжелых мыслей, отвлекаться какими-либо насущными заботами на работе и дома. Постарайтесь ни в коем случае не заразить дурным настроением окружающих вас людей. Упрямо настаивая на своем, мы часто бываем похожи на капризных детей. Бойтесь быть капризными. Прислушайтесь к точке зрения оппонента, уважайте ее и с достаточной долей самокритичности относитесь к своей точке зрения.
Нельзя быть совершенным абсолютно во всем. Для чувства удовлетворенности достаточно иметь успех в одной или двух областях, а остальные дела выполнять добросовестно и не ниже оптимального уровня.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru