Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Любой учитель знает, что работать с родителями бывает чуть ли не сложнее, чем с их детьми. У многих взрослых из собственного детства тянется негативное отношение к школе вообще; кто-то сам не так давно закончил школу и волнуется больше сына или дочери, идущих в первый класс; а некоторые семьи уже не раз прошли это испытание со старшими детьми. И вот они все сидят перед вами за маленькими первоклашечными партами. О чем поговорить во время этой первой встречи?
Екатерина Михайловна КОЧКИНА, участница Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2005–2006, учитель начальных классов школы №19, г. Набережные Челны, предлагает коллегам воспользоваться памятками и рекомендациями для родителей. Они, конечно, в основном предназначены для семей первоклассников, однако многие рекомендации не помешает повторить родителям любого класса, даже выпускного. В какой бы параллели вы ни работали классным руководителем, вы сможете выбрать несколько советов для родителей своего класса. А может быть, даже распечатать и раздать на первом собрании.

Как провожать и встречать с уроков

Практические рекомендации мамам и папам наших будущих учеников

Будите ребенка спокойно: проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».
Не отправляйте ребенка в школу без завтрака.
Ни в коем случае не прощайтесь предупреждая: «Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!» Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов – у него впереди трудный день.
Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?» Встречайте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.
Если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.
Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда нелишне выслушать обе стороны и не спешить с выводами.
После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два часа отдыха (еще лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил. Работоспособность понижается в период с 14 до 16 часов.
Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15–20 минут занятий необходимы 10–15 минут перерыва, лучше, если ребенок подвигается в это время.
Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка: «Не волнуйся, у тебя все получится! Давай разберемся вместе! Я тебе помогу!», похвала (даже если не очень получается) – необходимы.
В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…»
Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребенку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи.
Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель (для первоклассников), конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно чуткими к состоянию ребенка, к жалобам на головную боль, усталость, плохое самочувствие.
Учтите, что даже «совсем большие дети» (как мы часто говорим 7–8-летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.
Никогда не используйте откровенность ребенка в своих целях, не пересказывайте сокровенных историй другим людям – это для него страшная обида.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru