Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ

Людмила БОРИСОВА

Самые счастливые и торжественные первого сентября – первоклашки с букетами, бантами и скрипучими новенькими портфелями. Больше них волнуются, наверное, только учителя, для которых этот день станет первым рабочим днем. Это ведь так непросто – открыть дверь, войти и сказать: «Здравствуйте, я ваша новая учительница».

Урок экспромтом

Пока расписание еще не утряслось

В институте на занятиях по методике никто не предупреждает студента, что уроки ему порой придется вести в совершенно неприспособленных помещениях: гуманитарию – в кабинете физики с заманчиво блестящими ручками хитрых приборов, опасность которых он смутно чувствует, но до конца не понимает, химику – в классе продленки, где пушистые зайцы и отощавшие куклы недоуменно пялятся на непрошеных гостей, отвлекают от сложных окислительно-восстановительных реакций, напоминая о беззаботном, несознательном детстве.
Ты кочуешь из кабинета в кабинет с тетрадками под мышкой и хранишь в выделенном тебе ящике стола пару запасных ручек и самую любимую книжку, принесенную из дому. Тебя, историка или географа, ставят на замену заболевшего математика, а то и физкультурника. Ученики мрачно жалуются, что их не предупредили, что у них ничего нет. Совсем ничего: ни тетрадей, ни ручек, ни желания заниматься твоим прекрасным предметом. Особенно часто такая ситуация возникает в начале года, когда расписание еще не утряслось, а начинающий учитель пока не заработал никакого авторитета в глазах завуча.
Конечно, можно упорно придерживаться программы и увлеченно рассказывать о правописании суффиксов в словах нежданный-негаданный, незваный и нежеланный.
А можно превратить нестандартную ситуацию в маленький праздник. Например, литератор, внимательно оглядевшись по сторонам, предложит сочинить загадки-ассоциации про любой предмет, находящийся в кабинете. “Что на что похоже?” Сначала учитель – для затравки, потом все подряд. И вот уже скопище электророзеток на стене превращается в домик трех поросят: любопытные пятачки вынюхивают серого волка. Чахлая пальмочка с обломанными листьями – буря в пустыне. Загадка может состоять только из какой-то одной части речи (существительных, прилагательных, причастий, глаголов) или, наоборот, без использования указанной части речи (без существительных – попробуйте придумать).
Если бумага и ручки в дефиците, займемся сочинением пьес. Один листочек и одна ручка на двоих всегда найдутся. Каждый выбрал себе героя, характер (можно посадить на парту для наглядности игрушечного медведя или поставить загадочную штуку под названием реостат). И пошел диалог. Споры, жалобы, признания, изложение философских или физических принципов существования от имени газовой горелки или маленькой кегли.
А любимая многими поколениями детей игра в пантомиму, когда требуется без слов, при помощи мимики и жестов, представить загаданное слово, например, химический элемент, высокогорное озеро Америки или клеточную структуру.
Если вы не настроены играть, а твердо решили углубиться в школьную программу, возьмите в библиотеке несколько учебников, хотя бы по одному на парту. Предложите полистать новую книжку, картинки поразглядывать, а заодно найти в учебнике то, что уже знакомо. И устройте аукцион: кто больше нашел, тому полагается пятерка. В процессе работы каждый познакомится со структурой учебника. Заодно ребята немного погордятся собой, обнаружив, что какую-то часть новой программы они уже знают. Не слишком успешный ученик успокоится: год будет не очень трудным, я справлюсь. Чтобы голова не закружилась от успехов, попросите найти в учебнике то, что совершенно непонятно. Можно выслушать версии «что бы это значило», можно раскрыть тайны учебного плана и рассказать, когда непонятное слово станет известным. Появляется перспектива. Главное – в конце шумного урока не забыть взять у детей учебники и вернуть в библиотеку.
Такие выручалочки на экстренный случай помогают создать урок из ничего, на пустом месте, без всякой подготовки. Обязательно с удовольствием и не без пользы. Так что, может, и стоит иногда попадать в неприспособленные помещения? Не слишком часто, конечно!

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru