Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ТАЙНИКИ ПРОФЕССИИ

Юлия  СКВОРЦОВА, школа №9
Воскресенск

Вам предложили взять класс?

От первого знакомства во многом зависит, насколько успешным будет дальнейшее сотрудничество

Работа со своим классом сулит учителю много радостей.
Сначала надо познакомиться. Просмотрите личные дела учеников. Составьте список класса со всеми данными. Не помешает пролистать и медицинские карты. Постарайтесь представить себе образ класса в целом. Узнайте от учителей о традициях, существующих в классе. Если в школе работает МО классных руководителей, поговорите с его председателем. Это поможет понять специфику школьной жизни, познакомиться с воспитательной системой школы.
Лучше, если вы познакомитесь с ребятами еще до 1 сентября. Например, соберетесь вместе в конце августа. Достаточно позвонить по телефону двум-трем ученикам, и информация пойдет по цепочке.

Итак, вы собрались вместе. Как сложатся ваши отношения? Первое знакомство очень ответственное, продумайте все до мелочей.
Представьтесь: только не «Запишите в дневниках мои фамилию, имя, отчество», а «Давайте познакомимся!». Улыбайтесь, не забывайте о чувстве юмора.
Заготовьте визитки – настольные таблички. Попросите ребят написать на них свои имена. И про свою визитку не забудьте. Они вам будут нужны до тех пор, пока вы не запомните всех учеников. И лучше с первого дня называть детей по именам.
Подготовьте и проведите небольшую игру на знакомство – с обязательным вашим личным участием. Попросите ребят принести любимые фотографии, фотоархив класса. Попросите кого-нибудь из детей запечатлеть и эту встречу.
В первые дни вам важно понять, чего дети ждут от вас, чем интересуются, чем живут. Не обязательно раздавать листы и проводить исследование. Достаточно организовать «Шкатулку доверия» или «Сундук желаний». Избегайте острых вопросов, не стоит спрашивать: «Были ли у тебя конфликты с классным руководителем?» или: «Как ты относишься к учителям?» Можно спросить, какие мероприятия больше всего нравятся, куда бы хотели отправиться и т.д.
Не помешает познакомиться с семьями своих учеников. Это не поздно сделать и в начале сентября. Созвонитесь, договоритесь о встрече, а лучше пригласите родителей поучаствовать в празднике 1 сентября! После праздника можете поделиться друг с другом впечатлениями, идеями, планами. Помните, родители должны стать вашими помощниками.
И последнее, но не менее важное: не забудьте познакомиться с Уставом школы и другими нормативными документами, в том числе и с Положением о классном руководителе. Это поможет избежать ненужных проблем.
Наконец, все полученные сведения, впечатления записывайте – для дела и просто на память – в специальной тетради. В перечне обязательной школьной документации ее нет, но именно без нее работать классному руководителю невозможно.
Ну, все! Удачи! И не забывайте, что классный руководитель – это не должность, а внутреннее состояние!

Газман О.С., Иванов А.В. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя (воспитателя). М., 1992.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5–11 классы. М., 2003.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.
Сергеева В.П. Классный руководитель: планирование и организация работы от А до Я. М., 1999.
Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 2001.
Щуркова Н.Е. Классное руководство. Игровые методики. М., 2001.


Может пригодиться

Если класс новый, то в первые дни учебного года труднее всего запомнить, как кого зовут. И тогда стоит начать урок с веселых игр, которые помогут ребятам познакомиться, освоиться. И даже если дети учатся вместе не первый год, бывает полезно познакомиться заново, в очередной раз удивиться, как изменился человек за лето, как, оказывается, плохо ты знал его раньше. Еще полезнее такое удивление для педагога. Потому что
и в самом деле: семиклассник Ваня – это совсем не тот Ваня, которого вы ругали за всякую ерунду в 6 классе.

Мнемотехника в действии
Известно, что имя легче запоминается, если с ним связана какая-то ассоциация. Предложите ребятам собрать у себя на парте предметы (или их изображения, пусть далекие от совершенства) на каждую букву своего имени. Потом все дружно угадывают, как кого зовут, смеются над причудливыми коллекциями, а потом навеки запоминают имена одноклассников, которые из простого набора звуков превратились за 15–20 минут в значимые слова.

Шумная пара
Найдите одинаковые плотно закрывающиеся коробочки (например, футляры из-под фотопленки или от киндер-сюр-
призов) по количеству учеников в классе. Заполните коробочки по-разному шумящими предметами: камушками, песком, бумагой, водой… Каждый наполнитель кладется в две коробочки. Ребята разбирают наугад по одному закрытому футлярчику. Теперь каждый должен найти свою пару: человека, чья коробочка звучит при потряхивании так же, как и твоя. Открывать их не разрешается. Если в классе нечетное количество учеников, учителю тоже придется поиграть.
Найдя пару, игрок задает партнеру несколько вопросов, заранее записанных на доске. Вопросы могут быть разными: от имени человека до его жизненных целей и ценностей. Все зависит от ситуации и намерений педагога. Заканчивается игра общим разговором, чтобы все могли поделиться своими открытиями.

Кто я такой?
Для этой игры понадобятся ручки и листочки бумаги. Усадив класс, учитель просит ребят подойти к делу серьезно, отвечать на вопросы быстро, честно, первое, что придет в голову, ни с кем не советоваться, в чужие листочки не подглядывать. Потом он несколько раз с разной интонацией задает вопрос: «Кто ты?» На каждое следующее: «Кто ты?» ребята записывают ответы. Но это еще не все. Класс делится на пары (подойдет сосед по парте или партнер, найденный взглядом, без слов), учитель снова несколько раз повторяет свой вопрос, а ребята пишут про своего одноклассника. Затем они передают эти листы тому, про кого писали. В конце игры желающие могут поделиться своими впечатлениями от сравнения двух списков.

Снежный ком
Учитель (можно с помощью детей) собирает из кучи листочков (бумаги должно быть больше, чем детей) огромный ком: сначала скатываем тугой шарик из одной маленькой бумажки, заворачиваем его в другой листочек, в третий, побольше. В конце потребуются большие альбомные листы. На каждом листке записано: «Тому… у кого карие глаза», «Чей голос мне нравится», «Кто знает много анекдотов», «Кто помог мне однажды», «На кого я иногда сержусь», «Кого я обидел и сожалею об этом», «С кем всегда весело»…
Все становятся в круг. Учитель бросает ком одному из ребят. Игрок должен снять, как кожуру, верхний лист, прочитать вслух надпись и перебросить ком тому, кто соответствует прочитанному определению. Можно прокомментировать свой выбор. Когда ком растает (кончатся листы), стоит обсудить впечатления, назвать тех, кому тоже можно было бы кинуть ком с интересной характеристикой.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru