Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ПРОВОДИМ ЧАСЫ НА УЧЕБНОЕ ВРЕМЯ

Владимир ЛАЗАРЕВ,
директор школы «Премьер»;
Вадим РОДИОНОВ, заместитель директора
по науке, доктор педагогических наук;
Марина СТУПНИЦКАЯ, психолог-методист,
лауреат премии Правительства РФ в области образования

Как известно, результаты обучения в большой степени зависят от настроя детей на учебу. А для его появления очень важно успешное прохождение адаптационного периода – включения ребят в рабочий ритм после продолжительных летних каникул. Педагоги могут помочь детям пройти этот период. Но для этого нужно учитывать его особенности.

Трудности периода адаптации

Что нужно знать, чтобы их преодолеть

Эйфория, разочарование, стабильность
Прежде всего педагогам необходимо учитывать динамику адаптационного периода. Условно его можно поделить на три этапа.
Первый – время эйфории. Ребята встречаются после долгой разлуки, у них много впечатлений, которыми они хотят поделиться. Все испытывают прилив новых сил.
Для этого этапа характерен высокий уровень психологического комфорта. И даже если у кого-то что-то не задается, на летнем ресурсе многие шероховатости сглаживаются. В это время большинство учащихся легко воспринимают новые задачи и требования, предъявляемые школой.
Период эйфории длится первые две-три недели сентября. А дальше позитивный настрой обычно снижается. И довольно резко. На школу накатывает рутина повседневности, летний запас положительных эмоций исчерпывается. Ученики приступают к изучению нового материала. Опытные учителя предпочитают в это время использовать по возможности игровые, занимательные формы обучения и не очень строго отчитывать за ошибки.
Второй этап растягивается тоже на две-три недели. А дальше наступает период стабильности: утряслось расписание, все роли распределены, новые требования понятны. Учитель уже представляет, какой у него класс. Прошли первые собрания, установились некоторые контакты с родителями.
Обычно адаптационный период завершается где-то к концу октября. И тогда можно сделать вывод, насколько удачно он прошел. Просчеты, допущенные в период адаптации, могут проявиться в устойчиво низкой успеваемости, проблемах поведения, частых заболеваниях. При этом необходимо понимать, что все это является признаками общей школьной дезадаптации и не всегда сопутствует только началу учебного года.

Удержать высоту
Очевидно, что успех адаптации зависит от способности педагогов принять во внимание индивидуальные особенности детей. Безусловно, в большой школе это сделать непросто. Задача облегчается, если учитель выделит среди учеников нового класса отдельные группы. Например, по типу мотивации: ребята с высокой, средней и низкой мотивацией.
Правда, высокая мотивация тоже бывает разной: познавательная и социальная. Кому-то интересно учиться, а кому-то получать отличные оценки. Многие ребята очень боятся скатиться с достигнутых рубежей. Им присуща повышенная тревожность: «Вдруг в класс придет новичок, который будет учиться лучше меня», «Может быть, какая-то учительница не знает, что я отличник, и наставит мне троек»… Таким ученикам надо прежде всего помочь ощутить уверенность в своих силах, осознать, что их успех не случаен.
Другая ситуация, когда ребенку все дается легко. Перейдя на новую ступень обучения, такие дети нередко вообще перестают работать. И здесь разговор об успехе должен быть совсем другим.
Середнячкам новый учебный год дает возможность найти свой интерес в какой-то сфере образования, совершить прорыв и тем самым поменять статус в классе...
Для слабых учеников адаптационный период может пройти под знаком «Я начинаю новую жизнь». Это шанс перевернуть страницу и показать себя с лучшей стороны. Задача педагога: подвести ребят к видению этой перспективы. Конечно, делать все это нужно не прямо, а исподволь, в тактичной форме, неформальных беседах.
Деление на группы может происходить не только по силе мотивации, но и по другим критериям: например, типу нервной деятельности (насколько быстро ученики включаются в работу).

Стресс перемен
Помимо индивидуальных различий следует принимать в расчет возрастные особенности, а также специфику различных этапов школьной жизни.
Есть классы, которые традиционно считаются группами риска. Скажем, первый класс. Понятно, почему: для первоклассников все внове. Примерно по той же причине к группе риска относят пятый и десятый классы. Помимо прочего первый и пятый класс объединяет то, что прежде они были самые старшие в своем саду или начальной школе. А теперь оказались самыми маленькими. И эта резкая перемена вызывает стресс.
Своеобразной «прививкой» от этого стресса может стать предварительная профилактическая работа. Например, в школе «Премьер» для будущих пятиклассников традиционно проводятся тренинг знакомства и особая деловая игра. Начальная школа располагается в отдельном здании, и когда ученики приходят в пятый класс, они попадают в совершенно новый и незнакомый мир. И вот, в игровой форме занимаясь поиском «кладов», ребята знакомятся со школой, узнают, где находятся различные кабинеты, учительская, столовая, туалеты. Они узнают, где можно получить помощь в случае какой-либо проблемы. В интересной, игровой обстановке дети знакомятся с будущими классными руководителями, задают вопросы учителям.
Особый разговор – о новичках. Им предстоит найти свое место в новом коллективе, зачастую в сложных обстоятельствах конкуренции.

Штатные и нештатные ситуации
Оптимизация адаптационного периода – задача не отдельных педагогов, а всей школы. Для успеха необходимы скоординированность и согласованность действий различных школьных служб. Поэтому в конце августа важно провести установочное совещание и обсудить: как лучше проводить адаптационный период с конкретными детьми (параллелями, классами).
На установочном совещании следует продумать, как будут решаться проблемы, возникающие из года в год, предусмотреть способы разрешения нештатных ситуаций, которые повторяются из года в год. Например, в последний момент пришли новые дети, и в классе оказалось больше учеников, чем по нормативу. Как быть? Часто администрация оказывается перед необходимостью менять учебное расписание, режим дня, корректировать план работы и должностные инструкции. Такие корректировки должны осуществляться оперативно. Если с этим затянуть, у детей вырабатываются механизмы приспособления к хаосу.
Поэтому в первые дни необходимы постоянный контроль и ежедневный «разбор полетов». Подчеркнем, контроль не работы учителя, а именно нестыковок в организации учебного процесса.
Почему учитель задерживается? Возможно, расписание составлено так, что учитель не успевает к началу урока перейти из одного дальнего крыла школы в другое? Значит, надо внести изменения в расписание. Но, чтобы вовремя это сделать, завучи в первые дни должны постоянно «циркулировать» по школе и «сканировать» ситуацию. А все шероховатости должны становиться предметом анализа на административных совещаниях. В идеале основные организационные проблемы надо решить к концу сентября, до наступления периода эмоционального спада.

Золотая середина для детей и учителей
Школьным администраторам и психологам надо помнить, что учителя тоже проходят период адаптации. Есть смысл также выделить различные группы учителей. Например, учителя, которые выпускают одиннадцатый класс и берут пятиклашек.
Учитель уже несколько лет работал только со старшеклассниками, а теперь на него «свалились» совсем маленькие. И какой бы он ни был опытный, все равно человек чувствует себя не очень уверенно. Точно такая же проблема встает перед учителями, выпустившими четвертый и берущими первый класс.
Специфические сложности присущи не только начинающим, но и опытным учителям. Новички и молодые специалисты пока плохо ориентируются в своих должностных задачах, не всегда понимают предъявляемые им требования. Опытные учителя сложнее воспринимают нововведения.
Есть очень важная вещь, которая работает на адаптацию детей и взрослых. Возьмем типипичную ситуацию: учитель математики не обратила внимания на то, что ребенок написал «зодача», а учитель русского языка исправила букву в этом слове да еще сделала замечание. И как понять эту ситуацию ребенку?
Или, допустим, один учитель не требует, чтобы дневник лежал на столе, а другой требует. Один говорит: пишите, три клеточки отступив справа, а другой – пишите как хотите, можете вообще без полей. Детей, особенно пятиклассников, это очень сбивает. Они привыкли делать так, как им говорит педагог.
Избежать этих проблем помогут единые педагогические требования, но только в том случае, когда они не «спускаются сверху», а вырабатываются самими учителями.
В школе «Премьер» единые требования вырабатываются на организационно-деловой игре, которую психологи проводят для учителей пятых классов.
Вот некоторые ключевые моменты. Со звонком все должны быть в классе. Учитель не задерживает детей после звонка. Если ты хочешь что-то сказать – обязательно поднимаешь руку. Потому что если кто-то разрешает выкрикивать с места, то ученик станет делать это и на другом уроке. В период адаптации мы не требуем по максимуму, но и не позволяем совершенно расслабиться. Иначе получается – один, плохой, учитель слишком много задает и спрашивает, а другой, хороший, не напрягает. Чтобы такого разделения не произошло, следует придерживаться единых требований.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru