Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №16/2006

Первая тетрадь. Политика образования
Первая тетрадь
политика образования

ПРИМЕТЫ ВРЕМЕНИ

Анатолий БЕРШТЕЙН

Фуражки козырьками вперед

Возвращение школьной формы как возвращение единомыслия

– И все-таки признайтесь, не правы вы были с отменой школьной формы, – неожиданно заявила мне учительница, с которой я работал в школе в конце восьмидесятых. Действительно, тогда, будучи председателем совета школы, я добился в порядке эксперимента решения об отмене школьной формы для 7 класса, где был классным руководителем.
Честно говоря, никогда не думал потом, хорошо это было или плохо. Мне казалось, что есть более значительные вещи, которые следует вспоминать. Но именно школьная форма стала ареной наиболее широких дискуссий: и тогда, когда она отменялась, и нынче, когда возвращается.
Введение или отмена школьной формы – примета времени.
Когда-то рабочие, возвещая о начале забастовки, надевали свои форменные фуражки козырьками назад. Это была демонстрация протеста. Отмена формы тоже была протестом против косности и казенщины советской школы.
Теперь форму снова вводят – значит, времена возвращаются. Во всяком случае меняются. Со школьной формой возвращаются классные часы, индивидуальные планы по работе с трудными подростками, инспекции, появляются детские организации, очень смахивающие на пионерские, недалеко то время, когда обязательными станут праздник смотра строя и песни, сдача макулатуры и металлолома. Ничего плохого в этом, кстати, нет. Если бы мы не знали, кто, как и для чего этим занимается.
На самом деле одет школьник по форме или нет – не существенно. Форма есть форма. Какой бы ни была: элегантной или уродливой. (Сколько раз за последние пятнадцать лет меняли форму работников ГИБДД?..) Форма прикладывается к содержанию. А им является учитель. Каков учитель – такая и школа. И школьная форма тут ни при чем. Выбирать школу все равно будут не по тому, какая у нее форма и есть ли она вообще, а какие в ней учителя и как они преподают и воспитывают. А если кому-то легче решать сугубо внутренние школьные проблемы путем референдумов?.. Что ж, это тоже примета времени.
Говоря о самих аргументах за введение школьной формы, то конечно же они не выдерживают критики. Очевидно, что, плохо или хорошо сшитая, она все равно не прикроет социального неравенства и не приведет к социальной справедливости. Более того – выпятит ее.
Разве не наивно или лицемерно думать, что, одев всех в форму, можно навсегда избавится от зависти и не замечать социального расслоения? А часы на руке, кроссовки на ногах, мобильник, машина, что подъезжает к школе с утра и после уроков, не выдадут тайны семейного бюджета?
Что же касается дисциплины... О какой дисциплине идет речь? Кто и что под ней понимает? Дисциплина бывает неодинаковая, и вводят ее по разным причинам и с разными целями. Облегчить себе работу? Заставить уважать учителя? Кто-то хочет таким образом вернуть в школу авторитарную педагогику? Да разве она когда-либо из нее уходила? Она всегда зависела и зависит от неформального авторитета учителя, а не от введения школьной формы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru