Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Третья тетрадь. Детный мир
Третья тетрадь
детный мир

ЗНАКИ И СИМВОЛЫ ДЕТСТВА
 

Современные дети одновременно слушают музыку, смотрят DVD, болтают по телефону, торчат в чатах и делают уроки. Их умение справляться с множеством дел сразу всерьез заинтересовало ученых.Как отражается такой образ жизни на деятельности мозга?
И как он влияет на отношения в семье?

Перевод с английского Марины НИКОНОВОЙ

Поколение «мульти»

Навыки и привычки современных подростков

Тревожные симптомы

Антрополог Элинор Окс, директор американского Центра исследования семьи (UCLA), считает, что именно многофункциональность в корне отличает современных детей от тех, которых она наблюдала двадцать лет назад.
Но только сейчас, в эпоху тотального использования компьютера, многофункциональность достигла своего апогея. Еще пятнадцать лет назад такого не было и в помине. А сегодня 82% подростков каждый день проводят в интернете в среднем шесть с половиной часов своего времени.
И проблема даже не в том, что это непозволительно много. А в том, что они часами с азартом сидят перед экраном, между делом кое-как выполняют домашние задания и пренебрегают обязанностями по дому. Родители наблюдают за новым явлением со страхом и беспокойством. Злятся и раздражаются.
Семьи теперь редко собираются вместе. И даже если все вдруг нечаянно дома, каждый психологически находится в своем мире, откуда его трудно выманить и вдохновить на что-то общее.
Ученые с удивлением обнаружили, что и отца, позже всех вернувшегося с работы, домочадцы теперь приветствуют только в одном из трех случаев, а в остальных даже не замечают и не отрываются от экранов своих “компов”.
Обратите внимание: дети все время очень заняты, но ничего не успевают. У многих даже еда и сон – по остаточному принципу. Но не сам компьютер основная проблема. А то, что не успевают сделать дети из-за пристрастия к нему. И не в том опасность, что видеоигры якобы наносят незрелому детскому мозгу невосполнимый ущерб. А в том, что компьютер разрушает уклад семьи, ее обычаи и привычки, считают специалисты.
По мнению ученых, многофункциональность современных детей, их умение распределять внимание сразу между несколькими занятиями отражается прежде всего на том, как они учатся, рассуждают, познают мир. И хотя такие навыки как нельзя лучше соответствуют принятому в сегодняшнем мире темпу и стилю работы, тенденция тревожная. Ученые считают, что дети, которые молниеносно переписываются и переговариваются, играют, смотрят телевизор, одновременно выполняя домашнюю работу, могут быстро сойти с дистанции. Потому что им не под силу выдерживать такие нагрузки, трудно концентрироваться, а времени для разрядки и самовыражения нет.
Ученики и часа просидеть не могут, чтобы не поговорить по телефону. Создается впечатление, что они чувствуют себя дискомфортно, если не предпримут что-нибудь, не нарушат тишину.
Эта вредная привычка провоцирует не только социальные, но и психологические последствия.
Смотреть телевизионное шоу, общаясь в режиме on-line с приятелями, и сидеть рядом с ними на диване и разговаривать, глядя на экран, – не одно и то же. Много тысячелетий потратил человек, чтобы научиться общаться, наблюдая за мимикой лица и языком тела собеседника, которые порой красноречивее слов. А теперь?

Неизбежные ошибки

Оказывается, нам только кажется, что дети одновременно разговаривают, слушают музыку и заняты “домашкой” по физике. На самом деле их мозг быстро выполняет последовательные, а не одновременные задачи.
Профессор психологии Университета Калифорнии Хал Пашлер утверждает, что существуют автоматические действия, которые человек тренирует годами и может легко совмещать с размышлениями и разговорами. А есть действия не автоматические, требующие всего внимания. И как только нужно что-то изменить на ходу, действие перестает быть автоматическим. К тому же человеческий мозг развивается и стареет. Дети лет до восьми и взрослые после шестидесяти вообще не могут выполнять несколько дел сразу. И даже у подростков эта способность имеет свои ограничения.
Исследования показывают, что старшеклассников преследуют ошибки, когда они пытаются делать два дела сразу. “И времени они тратят гораздо больше, чем если бы совершали все последовательно, – говорит Дэвид Мейер, директор лаборатории мозга Университета Мичигана, – потому что торможение идет катастрофическое”.
Активизировать мозг с помощью кофе или громкой музыки, конечно, можно. Но стоит ли, если работоспособность возрастает лишь на короткое время, а потом наступает резкий спад? Кроме того, мозг в течение суток нуждается в отдыхе и восстановлении. А постоянно пребывающий в возбужденном состоянии мозг подростка в самый нужный момент просто не способен сосредоточиться.
Дети поколения “мульти” не хотят отказываться от своих привычек и средств виртуальной связи даже на уроках. Взрослые сердятся, отключают на время занятий интернет, требуют убрать подальше телефоны, обижаются, что к преподавателю многие ученики стали относиться, как к диктору телевидения. Но чтобы привлечь внимание своих учеников, учителя сами вынуждены использовать в процессе обучения фильмы и аудиоматериалы, интернет. И все чаще обходятся без толстых книг и учебников, заменяя их статьями и выдержками.
Для детей книга даже в 350 страниц длинновата. Стоит ли удивляться, что страдает письмо, способность мыслить логически, находить ответы, понимать сложные, неоднозначные темы.

Узкие успехи

Классу к девятому телефоны, плееры и другие технические устройства для большинства детей превращаются в неотъемлемую часть их самих. Как только раздается звонок с урока, они сразу хватаются за телефоны.
Но у виртуального общения есть и положительные качества. Оно не столь обременительно и не так напрягает, как с глазу на глаз. Помогает даже самым стеснительным почувствовать себя уверенным собеседником. Интернет стал местом встречи с единомышленниками, дает возможность узнать самих себя. Разве это плохо?
Несколько лет назад родитель покупал компьютер для того, чтобы его ребенок “стал умным”. Сегодня ему остается надеяться, что ребенок будет пользоваться компьютером с умом. Родители могут помочь ему в этом, применяя базовые правила: обозначить пределы и длительность пользования компьютером, исключить чрезмерно жестокие видеоигры, начать диалог вокруг ПК.
Но результаты опроса детей 7-12 лет подтверждают, что только 23% родителей хоть как-то договариваются с детьми о правилах пользования компьютером.
Чтобы мультимедийные технологии вызывали благоприятный эффект, они должны оставаться одним из многих элементов семейной и социальной жизни. Если никто не хочет, чтобы дети “мульти” становились ими в полном смысле слова – когда компьютер заменяет родителей, – его влияние нужно обуздать.

По материалам сайтов: www.familyEducation.com, www.parents-talk.сom, www.positiveparenting.com


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru