Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВСТРЕЧНЫЙ КУРС

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

Преодолеть отчужденность

Как создать для ребенка-мигранта атмосферу поддержки и в учебе, и в общении

Работа в классе, где учатся дети из семей мигрантов, – серьезное испытание для любого учителя. Приходится осваивать новые приемы, модифицировать старые и даже частично менять привычную манеру поведения.

Прежде всего нужно постоянно помнить, что русский язык для этих ребят примерно так же понятен, как для вас английский, немецкий, французский, если вы прожили в чужой стране один-два месяца. Детям может казаться, что они понимают слова учителя, но при этом «понять» они могут с точностью до наоборот. К ним нельзя обращаться на «беглом» языке! Каждое слово нужно проговаривать раздельно, четко. Ребенок, как и любой другой человек, попавший в иноязычную среду, будет стараться понять говорящего, показывая ему свое внимание и почтение, например, кивать головой. Но это не означает, что ребенок действительно понял смысл сказанного. Если вы хотите, чтобы ваши слова были услышаны и поняты верно (например, если речь идет о том, во сколько назначена встреча), попросите ребенка повторить смысл сказанного. Не требуйте полного пересказа – это для ребенка скорее всего невозможно. Нельзя обращаться к этим ребятам на повышенных тонах, демонстрируя раздражение: они в первую очередь будут улавливать ваши эмоции и могут полностью перестать реагировать на слова.
Чтобы во время урока ребенок-мигрант мог следить за происходящим в классе, ему необходима помощь. Во многих западных странах с этой целью рядом с такими учениками сидит специальный учитель. Он помогает найти нужную страницу учебника, при необходимости – просто медленно повторяет то, что говорил учитель или кто-то из одноклассников.
Мы не имеем возможности организовать работу такого педагога-консультанта для каждого ученика, плохо говорящего по-русски. Однако есть педагогический прием, который не только позволяет сделать учебу ребенка-мигранта более эффективной, но и расширяет сферу его общения, помогает одноклассникам принять и понять его.
Прием прост: нужно организовать работу консультантов-одноклассников по разным предметам школьного цикла. Консультантом должен быть ребенок того же пола, что и консультируемый (чтобы избежать многих проблем, которые могут возникнуть из-за особенностей вероисповедания и традиционного уклада, к которому привык ребенок).
Консультирование не должно быть лишней нагрузкой. Напротив, учитель должен отметить (обязательно публично, при всем классе), что кто-то из учеников очень успешен на его уроках, умеет слушать учителя и выполнять четко его задания. Но настоящее знание развивается только тогда, когда оно передается другим (можно рассказать любимый всеми педагогами анекдот о молодой учительнице, которая два урока объясняла материал, уже сама поняла, а дети никак не понимают). Консультанта можно посадить на уроке вместе с консультируемым, разрешить (при необходимости) подсказывать, помогать.
Если через некоторое время (например, через месяц) у консультируемого будут явные успехи по данному предмету, консультант получит «отлично» за пройденный материал и (как дополнение) «отлично» – за то, что смог не только понять сам, но и объяснить другому, найти нужные слова, посмотреть на изучаемый материал с разных сторон.

Ребенку-мигранту бывает очень трудно адаптироваться в новой культуре. Его обучают на новом для него языке, прививают культурные нормы чужого для него мира. При этом его прошлая жизнь, традиции его семьи, его предков отодвигаются на задний план и даже входят в противоречие с новым укладом и культурой. Такой подход неизбежно вызывает внутренний, психологический конфликт. Чтобы избежать его, нужно дать возможность ребенку рассказать (а лучше – регулярно рассказывать) что-то о своей стране, о своей культуре, религии. Биология? Вы проходите строение собаки? Можно спросить, как это животное называется на его родном языке. Математика? Он вполне может научить одноклассников называть некоторые цифры. Близится праздник? Девочки могут приготовить национальное блюдо и угостить им весь класс... Конечно, все это делать нужно аккуратно, давая возможность проявить свою индивидуальность всем детям, поддерживая их стремление помогать друг другу, уважать свою семью, своих предков, свою религию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru