Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №15/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело


 

Записала Ольга ФРОЛОВА

Дежурный по лету

Школа и летом работает. Не на полную мощность, конечно, но живет, дышит, реагирует на внешние воздействия. В период затишья к управлению школой привлекаются педагоги, у которых по каким-то причинам лето оказалось рабочим временем. С одной стороны, правильно, делать-то особо нечего: сиди себе в канцелярии, отвечай на звонки, а с другой – впечатлений у учителей хоть отбавляй.

Столкнувшись с заведенными в системе управления порядками, они диву даются: ни логики, ни здравого смысла во многих каждодневных обязанностях управленца нет. Поражает и стиль общения районных руководителей образования с подчиненными. Очень жесткий. Фраза директора департамента из телефонной трубки: «А если не найдете ресурсов, всех по стенке размажу» – повергла одну неискушенную в педагогической дипломатии учительницу в шок. Настоящие директора школ ко всему этому давно притерпелись, знают, чему придавать значение, на что внимания не обращать. И если рассказывают о взаимоотношениях с руководством, то редко и скупо. Им здесь работать, им защищать школу, прикрывать детей и учителей на управленческих сквозняках. Но на свежий взгляд такая ситуация явно ощущается как неправильная. «На этой неделе, – рассказал нам учитель из Перми, – я исполнял обязанности директора. «Главное, – предупредил директор, – это покос травы и чистота! Не забудьте, каждый четверг – объезд школ специальной комиссией!» Я готовился. Но наряд экологической милиции обнаружил вываливающуюся шапку мусора на контейнерной площадке. Доводы о том, что график вывоза мусора определяем не мы, а управление образования, не подействовали. Составили акт об административном правонарушении. Вечером я просмотрел местное и федеральное «мусорное» законодательство. Оказывается, по закону нас должны были предупредить и дать время для устранения недостатков. Кроме того, по закону «территорией хорошего состояния» считается та, на которой «не в порядке содержится» меньше 5%, а наша контейнерная площадка – это едва ли 1% огромного школьного двора. Позвонил директору, он посоветовал не связываться. «Почему, мы правы!» – «Бесполезно!» Попасть на совещание директоров школ – это ли не мечта учителя? Те, кто попал, увидели грубовато-пренебрежительное отношение к директорской среде, тон, не допускающий возражений, пресечение любых мнений. «Одного за другим директоров просили подняться и стоя выслушать справку, – рассказывает учительница из Воронежской области, исполнявшая обязанности директора. – Потом спрашивали: «Почему это произошло? Что собираетесь делать?» На душе после такого совещания остается осадок. На обратном пути думала о том, как же хорошо, что наш директор не переносит эту практику в коллектив». Бюрократические ценности прямо-таки навязываются директорам – как в Центре, так и за тысячи километров от него: проверки, бумаги, дисциплина, оформление документации, благоустройство прилегающих территорий. «Складывается впечатление, – пишет учительница из Челябинской области, исполнявшая ИО-миссию, – что школа должна заниматься чем угодно, только не учить. Задачи и проблемы самой школы руководство не волнуют». И впрямь, сколько же мужества и стойкости требуется нашим директорам, чтобы не поддаваться бюрократическим искушениям и сохранять достоинство человека, держать позицию педагога.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru