Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ

Елена КУЦЕНКО

У книжной полки

«Юношеские субкультуры Урала».
Екатеринбург: Союз юнкоров, 2005.

Подростки не перестают ошеломлять нас внешним видом, манерами, сленгом. Татуировки, немыслимые штаны и невозможные прически, серьги в ухе, носу и… в общем, везде. А что от них можно порой услышать! «Ягомот, гымнярня, мастерятник, эмтегей, пау-вау»… Разве можно жить рядом с людьми и ничегошеньки про них не понимать? Для того, кто хочет узнать немножко побольше о тех, кто живет в параллельном мире подростковых субкультур, книжка станет увлекательным путеводителем. Недаром она названа составителями мини-энциклопедией. Оказывается, пирсинг, стиль одежды, прическа – не просто выпендреж, а знак принадлежности к той или иной группе.
Часть групп, описанных в книге, оригинальны и не встречаются больше нигде. О них читать просто интересно: пишут их сверстники, будущие журналисты. С историей создания группы, словарем, описанием локальной этики. Но главы, где говорится о панках, толкиенистах, байкерах, готах, индеанистах, моберах, сатанистах, эмтегеях, я бы рекомендовала прочитать всем педагогам, работающим с подростками. С чисто образовательной целью.
Ведь ролевыми и компьютерными играми, растафарианством, игрой в мэджик увлекается огромное количество ребят, в том числе и учащихся в школе.
Про каждую из групп мы узнаем, что в ней принято любить, какую музыку слушать, какие по характеру и социальному положению ребята в нее входят, из каких побуждений. Отношения внутри группы, символика, традиции – все это дает нам ключ к системе ценностей представителей разных субкультур. А разве это не первый шаг к пониманию их, таких не похожих на нас? После многих глав дан небольшой словарик. Опять-таки чтобы мы не только слышали, но и понимали друг друга.
Некоторые неформальные объединения даже удостоились описания своей истории. Например, движение толкиенистов существует с начала 90-х и прошло уже несколько этапов развития (как это ни смешно звучит). А рядом описана история возникновения дворовой компании – их вдохновило и объединило сооружение обычного столика на пустыре.
И на примере нескольких сообществ становится хоть сколько-нибудь понятно, как, на основе чего объединяются и поддерживают свою субкультуру подростки. В то время пока мы твердим им о социализации и коллективе.

И.О.Загашев, С.И.Заир-Бек,
И.В.Муштавинская

«Учим детей мыслить критически».
СПб.: «Речь», 2003.

Метод критического мышления (КМ) пришел в нашу педагогику недавно. Слышали о нем, наверное, все учителя, а вот хорошо знают и используют на уроках немногие – лишь те, кому посчастливилось побывать на семинарах.
Сейчас самое время на досуге почитать о методе обучения, который у всех на слуху. Тем более что мастера метода КМ называют себя специалистами по нескучному обучению. Похоже, что не обманывают: книжка тоже написана нескучно и понятно. Авторы не менторствуют и ни на чем не настаивают. В самом начале даже рассказывают, что может извлечь из нее каждый: тот, у кого мало времени; читатель, ищущий конкретных приемов; родители; те, кто интересуется психологией учителя…
После каждой главы или сценария урока оставлены места для ответов – читателя или ученика, если вы захотите воспользоваться разработкой и отксерите страничку.
Вообще-то авторы сразу объясняют, что описания уроков даны не для копирования, а как иллюстрации к использованию разных методов.
Например, таблицы. Оказывается, скучными их считает только тот, кто не умеет их правильно составлять. После очень краткого объяснения сути метода дается фрагмент урока с использованием правильно составленной таблицы. И с комментариями: почему именно здесь нужна именно такая таблица и зачем. Только после примера практического применения (когда мы поняли, как это бывает по-настоящему) авторы переходят к подробному объяснению про этапы работы с таблицей, к рекомендациям по использованию.
После некоторых разделов есть даже список ошибок, которые может допустить учитель при использовании метода.
Есть главы, которые пригодятся родителям (например, о проверке домашнего задания). Очень интересны материалы в форме диалога с читателем-учителем о его стиле преподавания и психологических особенностях.

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru