Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №12/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

ВСЕ В ЖИЗНИ МЫ ДЕЛАЕМ КОГДА-ТО В ПЕРВЫЙ РАЗ.
НАПРИМЕР, ЕДЕМ В ЛЕТНИЙ ЛАГЕРЬ В КАЧЕСТВЕ ВОЖАТОГО

Учитель, приехавший поработать в лагерь, конечно, опытнее и старше своих коллег – вожатых-студентов. В этом есть и преимущества, и недостатки. Ответственность за жизнь и здоровье детей учитель несет постоянно, она стала его второй натурой. Другое дело – межличностные отношения в отряде. Учитель привык к другому типу детской группы – к классу, к другой позиции по отношению к детям...
И может быть, в этой ситуации вам помогут несколько советов и рекомендаций Бориса Куприянова, опытного педагога, проработавшего в детских лагерях много лет.

Борис КУПРИЯНОВ,
кандидат педагогических наук
Костромской государственный университет

Восемь правил отрядной педагогики

Задавать позитивный тон взаимоотношений. Этому содействуют многие испытанные приемы практической педагогики каникул.
Вполне удачным можно признать взаимную презентацию вожатыми друг друга. Работая на одном отряде, вожатые в отсутствие напарника начинают рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого. Конечно, важно не переборщить. Ведь достаточно нескольких дней в лагере, чтобы распознать многие плюсы и минусы каждого человека.
Еще один удачный прием – игра «Мой тайный друг». Суть игры в том, что все в отряде делают друг другу сюрпризы, стараясь не выдать себя тайному другу. Сюрпризы, как правило, маленькие и придумываются так, чтобы вызвать наибольшее удовольствие. Эта игра наполняет жизнь ребят доброй тайной, вызывает размышления о том, что будет приятно человеку, которому ты делаешь подарок.
Внимательно наблюдать за отношениями. Наиболее важным может быть то, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но не все можно увидеть и понять: можно и просто спросить, высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в отряде. Вообще индивидуальные разговоры очень важны для установления нормальных отношений между ребятами. Например, если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальный разговор будет вполне уместен. Не надо спешить выносить увиденное на всеобщее обозрение. Можно ведь и самому ошибиться, и дать право на ошибку ребенку.
Опираться на лидеров, поддерживать еретиков. В лагерь нередко приезжают ребята во второй и третий раз. Положение старожилов в отряде совершенно особенное. С одной стороны, они многое знают, многое умеют, с другой – весьма критичны, склонны сравнивать смены. Поэтому необходимо наладить с ними продуктивный контакт. Пусть расскажут о традициях лагеря, возьмут на себя роль ведущих в различных ситуациях. Весьма важно поддерживать высокий статус «старичков», демонстрируя уважительное к ним отношение, не делая секрета из того, что с ними педагог-организатор советуется. Но старайтесь уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.
Защищать выпадающих. В любой группе есть дети, которые оказались не принятыми. И здесь лучше всего может помочь доверительное общение, когда откровенно обсуждается сложившаяся ситуация, обозначаются проблемы, высказываются порой нелицеприятные мнения, те, что не могут быть предметом общей открытой дискуссии. Как правило, такой разговор происходит вечером, в комнатах у ребят, когда обстановка располагает к откровенному обсуждению.
Например, почему не вызывает симпатии тот или иной человек и что теперь с этим делать. Здесь «разнос» не подойдет, здесь скорее: «Народ, знаете, что меня смущает…» или: «Девчонки, я хочу поговорить о таком щекотливом деле…», «Парни, есть разговор, надеюсь, я могу быть достаточно откровенным…». Обязательно обсуждение вопроса, монолог здесь будет бесполезным. Более того, без настоящего доверия к такому обсуждению прибегать бессмысленно.
Говорить о своих ошибках открыто. Воспитателю, наверное, как и родителям, необязательно подчеркивать свое превосходство (если с душой и ответственностью относиться к работе, то некое подобие нимба постепенно само появится). Можно предложить несколько иной подход – совершенно искренне говорить о том, что получается, а что – нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках спокойно, буднично, открыто.
Достаточно сложной проблемой в старшем отряде могут стать возникающие симпатии к вам и искренние романтические чувства. Здесь советовать легче, чем потом реализовать самые гениальные советы. И все же. Если объяснения избежать не удастся, в разговоре будьте очень аккуратны, чтобы не нанести моральную травму ребенку при первой его влюбленности.
Выяснять причины детских слез, просьб детей перевести в другой отряд, вызвать родителей, забрать из лагеря. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка, и тем не менее совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить плачущего, сделать так, чтобы ребенок вас услышал, затем предложите пройтись или, наоборот, остаться в комнате без лишних глаз и ушей. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать. Вопросы следует задавать не на прямую, так как это может вновь спровоцировать слезы. Можно предложить выпить чаю, каким-то другим способом успокоить и переключить ребенка. Следующим шагом может быть вопрос, хочет ли ребенок поговорить о том, что происходит, или разговор нужно отложить. Ни в коем случае не стоит настаивать на разговоре. Более того, в случае если ребенок категорически не хочет разговаривать на тему его огорчений, может помочь такое обращение: «Вижу, что ты расстроен, я хочу помочь. Тебе нужна помощь? Ты можешь сейчас спокойно разговаривать? Ты готов принять помощь от меня? Как ты смотришь на то, чтобы сначала просто попить чаю?»
Достаточно сложная ситуация возникает, когда в родительский день родители обещали приехать и не приехали. Эту ситуацию можно прогнозировать. Вообще воспитатель в лагере вполне может быть тем взрослым, который учит ребят готовиться к следующему дню, прогнозируя многие события.
Ничто так не содействует межличностным отношениям, как хорошо организованная совместная деятельность. Конечно, деятельность – это не панацея, вообще в педагогической деятельности не бывает панацей. И все же… совместная деятельность заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона: неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят. Поэтому при продумывании каждого дела вожатому просто необходимо увидеть на фоне этого мероприятия всех ребят из отряда, попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе.
Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям. Серьезной проблемой могут стать социальные, культурные, национальные отличия, если в одном коллективе оказываются воспитанники детского дома и домашние дети, представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначны. Единственное самое точное пожелание – быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru