Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №11/2006

Вторая тетрадь. Школьное дело
Вторая тетрадь
школьное дело

О ЧЕМ ПИШУТ? ЧТО ЧИТАЮТ?
ОБОЗРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

За журнальным столом

В школьном естественно-научном образовании смещаются акценты. Если раньше практически все учебное время было отдано изучению основных закономерностей, формул и решению задач, то сейчас все больше внимания уделяется овладению методами и приемами научного познания. А с этим у нас плохо. Как пишет кандидат педагогических наук Марина Демидова в статье «Научные факты или способы их получить: где «золотая середина»?» («НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ», № 4 за 2006 год), некоторые вопросы, довольно простые, но проверяющие не естественно-научные знания, а представления о пути к ним, вызывают затруднения даже у педагогов. Например, следующее задание. Анимация показывает, как при разрушении древнего материка Гондваны формировались участки суши в южном полушарии Земли. Какой из терминов лучше всего описывает идею разрушения Гондваны? Теория? Эксперимент? Наблюдение? Факт?
В статье Марина Демидова представляет собственную модель обучения для интегрированных курсов естествознания в 5–6 классах. В этой модели предлагается не изучать сразу всю сложную цепочку действий того или иного метода познания, как это принято в традиционной методике, а всякий раз сосредотачиваться на одном-двух приемах.
Вторая часть публикации посвящена оттачиванию методологических умений школьников во внеурочной деятельности, а также на интегрированных элективных курсах.

Многие дети приходят в школу, имея незначительные психофизические отклонения в развитии. Успешная адаптация таких ребят в большой мере зависит от соответствующих знаний и навыков учителя. Кандидат педагогических наук И.Поставнева в статье «Учителю о первоклассниках с незначительными отклонениями в психофизическом развитии» («НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА», № 4 за 2006 год) не только анализирует особенности поведения и учебной деятельности детей с различными проблемами в развитии, но и дает рекомендации по предупреждению дезадаптации. Так, в первые дни обучения важно выявить школьников с нарушением слуха. Даже при небольшом снижении слуха ребенок лишается нормального восприятия речи. При чтении и письме для таких детей характерны следующие ошибки: смешивание звонких и глухих согласных звуков, шипящих и свистящих, выпадение безударных окончаний, опускание начала слова, искажение сочетания согласных звуков, нарушение грамматического строя речи… При оценке работ этих ребят целесообразно проводить качественный анализ ошибок, и если в работе есть ошибки, связанные с недостаточностью слуха, не следует снижать оценку. Надо учитывать, что эти школьники, являясь полноценными в отношении интеллекта, тяжело переживают школьные неудачи, теряют уверенность в своих силах.
В статье также рассматриваются эффективные способы обучения и социализации детей с речевыми нарушениями, нарушениями зрения, с задержками в психическом развитии, астеническими отклонениями, психопатическими реакциями.

В эксперименте по введению профильного обучения наметилась устойчивая тенденция к сохранению в старшей школе большого объема инвариантной (неизменной) части содержания образования и крайне незначительной доли вариативного компонента. Такое заключение следует из анализа учебных планов школ, а также из анкетирования региональных и муниципальных координаторов эксперимента, директоров и учителей. Аналитическая работа была проведена сотрудниками Института содержания и методов обучения РАО.
«Несмотря на то что Концепция профильного обучения предполагает ориентацию на сокращение инвариантной и возрастание вариативной части учебных планов, доля часов, отводимых на изучение базового уровня, зачастую составляет 57–64 процента, а иногда доходит до крайних показателей – 71, 75, 77 процентов, – констатируют авторы исследования в статье «Результаты анализа учебных планов школ, участвующих в эксперименте по введению профильного обучения» («ПРОФИЛЬНАЯ ШКОЛЫ», № 2 за 2006 год). – Предложенное в концепции примерное соотношение объема базовых, профильных и элективных курсов – 50–30–20 – не выдерживается».
Доля часов, отводимых учебными планами на изучение элективных курсов, как правило, очень мала: в лучшем случае 15–18 процентов; обычно – 9–11 процентов. Только 40 процентов школ создали реальные возможности для выбора элективов.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru